Сущность инноваций

Термин и понятие “инновация” как новой экономической
категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (1883—1950 гг.). В 1911 г. в работе “Теория экономического развития” Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы изменений в развитии и дал описание инновационного процесса.

Термин“инновация”он стал использовать в 30-е гг. XX в. При этом под инновацией Й. Шумпетер подразумевал изменения с целью внедрения и использования:

- новых видов потребительских товаров;

- новых производственных и транспортных средств;

- новых форм организации производства и рынков сбыта.

Он выделял следующие пять случаев изменений:

1) Изготовление нового, ранее неизвестного потребителям блага, или создание нового качества того или иного блага.

2) Внедрение нового метода (способа производства), в основе которого может быть как научное открытие, так и новый способ коммерческого использования соответствующего товара.

3) Освоение такого рынка сбыта, на котором данная отрасль народного хозяйства до сих пор не была представлена.

4) Получение нового источника сырья независимо от того, существовал ли он прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще предстояло создать.

5) Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или лишение другого предприятия этого положения.

При определении сущности инноваций стоит уточнить понятия «новшество», «нововведение» и «инновация».

Новшество – научное знание, обладающее новизной и существенными отличиями по сравнению с существующими знаниями, результат научных исследований, открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, результатов маркетинговых исследований технических разработок, опытных работ, оформленных документально или представленных в вещественном виде (макет, опытный или экспериментальный образец). Типичными примерами новшеств являются опытные образцы новой продукции, в ходе создания которых изучаются и совершенствуются свойства и технологии изготовления новой продукции, определяются возможности ее производства.

Нововведение это новшество, введенное, принятое к реализации и воплощенное в определенные товары, услуги. Оно является промежуточным звеном между новшеством и инновацией. Но стадия нововведения не означает, что оно доведено до потребителя и имеет положительный эффект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: