Раздел I. Этика

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА

Методические указания к написанию контрольной работы

Для студентов заочной формы обучения

Составитель: Р.В. Тихонов

Рузаевка

Содержание:

Стр.

1. Содержание курса………………………………...……………………..…3 2. Общие требования к написанию контрольной работы………...………19 3. Тематика контрольных работ (по вариантам)…………………………..21 4. Рекомендуемая литература………………..………….………………….31 5. Вопросы к зачету………………………..…………………….………….46 6. Приложение 1 Образец оформления титульного листа ……....………48 7. Приложение 2 Образец оформления планов к вопросам (а) и (б).......…49 8. Приложение 3 Образец оформления библиографического списка.........50 9. Приложение 4. Образец оформления глоссария …….…………………..51

Содержание курса

Раздел I. Этика

Тема 1. Этика как наука о морали. Специфика этического знания

Термин «этика» и предмет этики. Связь термина «этика» с древнегреческой культурой. Этос как среда и место обитания; этос человека как его божество (Гераклит Эфесский, 544-483 гг. до н. э). Этическое и этика (Аристотель, 384-322 до н.э.). Термины: моральный, моральная философия (Марк Туллий Цицерон, 106-43 до н.э.) и мораль (св. Амвросий Медиоланский, ок. 340-397). Термины мораль и нравственность, их взаимосвязь. Попытки разграничения понятий мораль и нравственность: философская (Георг Вильгельм Фридрих Гегель, 1770-1831), культурно-языковая (религиозно-историческое разграничение). Этика – наука, мораль (нравственность) - предмет этики.

Структура морали. Подходы и варианты структурирования моральных феноменов. Аспектный вариант (аспекты: биологический, психологический, социологический, правовой, нормативный, личностный, философский). Традиционный вариант структурирования: моральное сознание, моральная деятельность и комплекс отношений, их связывающих. Регулятивный вариант структурирования: основные понятия (норма, нравственные качества, нравственные принципы, идеалы, ценности).

Функции морали. Гуманизирующая, регулятивная, ценностно-ориентирующая, познавательная, воспитательная.

Место этики в системе современной духовной культуры общества. Связь этики с другими гуманитарными науками: философией, историей, психологией, педагогикой, эстетикой, социологией, правоведением, экономикой. Задачи этики и её структура. Уровни этического знания: описательный, философско-теоретический и нормативный. Нормативность этики, ее проявление в качестве ценностно-ориентирующего фактора. Воспитательное значение этики, роль морального просвещения в развитии личности. Возрастание роли этики для современного человечества.

Тема 2. Этические учения Древней Индии и Древнего Китая

Традиционные этические ценности в культуре Древней Индии. Ведические тексты как основа этико-религиозных и философских концепций. Веды, брахманы, упанишады. Основополагающие понятия индийской ментальности: Брахман, Атман, майя, сансара, карма. Система этико-религиозных ценностей: дхарма (религиозно-правовые нормы), артха (польза, материальная выгода), кама (чувственное наслаждение), мокша. (избавление от превратного бытия в сансаре). «Шраманское брожение» (VI - III вв. до н. э.) и его значение. Ортодоксальные школы (астика): веданта, миманса, йога, санкхья, вайшешика, ньяя. Практическая этика йоги. Мокша (освобождение) как конечная цель.

Этика джайнизма. Основатель джайнизма Вардхамана (VI в. до н.э.) и его жизнь. Отношение джайнизма к Ведам. «Три жемчужины» (триратна). Джайнская этика и её абсолютизм. Разделение внутри джайнизма (дигамбары и шветамбары). Место джайнизма в культуре Индии.

Этика буддизма. Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (563-483 до н.э.) - Будда («просветленный»). «Четыре благородные истины» - основа этики буддизма. Отношение буддизма к Ведам и кастовому делению. Практические наставления - «благородная восьмизвенная стезя» (истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие, истинное памятование, истинное сосредоточение). Различие этических идеалов тхеравады и махаяны.

Этика школы локаята (чарвака). Классический вариант настики (неортодоксальной школы). Материалистическая даршана древности и средневековья – «мирское учение»; Брихаспати. Отрицание положений Вед и упанишад. Материальность мира и конечность жизни. Источник знания – чувственное восприятие. Цель жизни - получение удовольствий. Направления: «дхурта» (грубые) и «сушикшита» (знающие).

Мировоззренческие основания этико-философских систем в культуре Древнего Китая. Базисные понятия: культ предков, культ Неба, практика гадания, учение о дао и началах инь-ян, учение о «пяти элементах» (у-син).

Этическая система Конфуция (Кун-Цзы, ок. 551-479 до н.э.). Школа Кун-цзы (жу-цзя - «школа чиновников»). Основы конфуцианской этики. Значение иерархии в обществе. Этика семейных отношений - этика Поднебесной. Идеал «благородного мужа». Влияние личности Кун-цзы на китайскую культуру.

Даосская этика. Дао-цзя - «школа даосов». Важнейшие представители: Лао-цзы (VI в. до н.э.), Чжуан-цзы (IV в. до н.э.) и канонические тексты: «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы». Развитие даосской этики, её личностная направленность. Этические категории и понятия: дао, у-вэй («недеяние»), «спонтанность». Образ идеального общества (по Лао-цзы) и принципы его управления. Критика конфуцианской этики. Идеал человека – «совершенномудрый», пребывающий в гармонии с природой.

Этика школы моистов. Учение Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 470 – ок. 391 до н.э.). Принцип равного ко всем отношения - «всеобщая любовь», её связь с пользой. Критика конфуцианства. Принцип экономии; принцип почитания и выдвижения талантов. Отличие моистского понимания справедливости от конфуцианского.

Этика «школы закона» (фа-цзя). Школа легистов. Представители, основные тексты, значение для централизации Китая. Приоритет закона, тождественного воле правителя. Категории добра и зла, их связь с законом. Попытка «унификации мышления» подданных Цинь Шихуанди (259-210 до н.э.).

Тема 3. Античные этические учения

Эпические представления древних греков о достоинстве и добродетелях (арете) (Гомер, Гесиод). Моральные афоризмы «Семи мудрецов». Этическая мысль софистов. Значение софистического образа мысли. Постановка вопроса о значении человека (Протагор, ок. 480 - ок. 420 до н.э.); относительность субъективных точек зрения (Горгий, 483-380 до н.э.) на добродетель. Основы эвдемонистической традиции.

Этика Сократа (ок. 469-399 до н.э.). Критика софистов; объективность блага и добродетелей. Тождественность знания и добродетельного поведения. Проблема жизни и идеала. Сократические школы: киренаики и киники. Различные трактовки исходного сократовского тезиса о счастье. Киренская школа: счастье как наслаждение. Киническая школа: самодостаточность и самоценность добродетели. Аскетическая жизнь и идеал мудреца.

Этика Платона (ок. 427-347 до н.э.). Влияние Сократа. Оформление концепции мира идей. Объективность идей Блага и добродетелей. Способ постижения идей. Индивидуальная этика гармонично развитого человека. Социальная этика утопии Платона, её функциональность и связь с миром идей.

Этика Аристотеля (384-322 до н.э.). Этика как вид знания об особых качествах человека. Реалистичность этических представлений. «Золотая середина» добродетели. Связь индивидуальной этики с общественным благом. Идеал человека.

Этика эллинистической эпохи (эпикурейцы и стоики). Характерные черты эпохи. Поиск нравственной опоры не в традиции, а в собственной душе и в отношении к миру. Эпикур. Разумное отношение к наслаждению; атараксия. «Живи незаметно». Стоики; периоды развития стоической школы. Зенон из Китиона. Панэтий. Сенека Младший. Марк Аврелий. Эпиктет. Понятие рока, судьбы. Человеческое достоинство перед ликом судьбы. Влияние на раннюю христианскую мысль.

Тема 4. Этические системы авраамических религий

Этика Ветхого завета. Моисей. Жизнь и миссия Моисея. Десять заповедей. Особенности Декалога как нормативной программы. Об избранном народе и справедливости. Этика иудаизма в её историческом развитии. Нравственное содержание ценностей иудейской культуры.

Этика Нового завета. Иисус Христос. Жизнь. Благая весть. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный…». «Как я возлюбил вас…». «А я говорю вам…». От справедливости к милосердию.

Исторические формы представлений о грехах и добродетелях в православии, католицизме и протестантизме. Влияние конфессиональности на нравственное содержание христианских ценностей. Христианская этика периода апологетики, патристики и схоластики. Этическая мысль в истории русского православия.

Этика Корана. Мухаммад. Жизнь и деятельность. Истинная вера и последний суд. Устои правоверного мусульманина. Своеобразие этики Корана. Нравственное содержание ценностей исламской культуры.

Христианская этика в период патристики и схоластики (Августин Аврелий, Фома Аквинский, Майстер Экхарт). «Исповедь» Августина как памятник христианской этической мысли.

Проблема свободы воли. Град земной и Град Божий, их нравственно-религиозное различие. Теодицея. Этика христианства в свете веры и разума в схоластической философии Фомы Аквинского; влияние этики Аристотеля. Индивидуальность нравственного выбора в учении Майстера Экхарта.

Восточнохристианская этика в византийской культуре. Иоанн Дамаскин, Златоуст. Монашеская этика, движение исихазма. Этика аскезы и форм религиозного служения. Взаимосвязи религиозной этики и светских нравов.

Тема 5. Европейская этика от Возрождения до эпохи Просвещения

Этические ценности человека в мире «Божественной комедии» Данте Алигьери. Этика гуманизма Франческо Петрарки. Этика человеческого достоинства Дж. Пико делла Мирандолы. Этическое учение Л. Валлы.

Социально-этическая мысль эпохи Возрождения (Н. Макиавелли). Влияние античности. Характеристика человеческой природы: влечение к власти, наслаждение и корысть. Борьба и конкуренция в обществе. Идеал человека и идеал государя.

Человеческая добродетель (virtu). Этические аспекты представления эпохи Возрождения о совершенном человеке. Добродетели «идеального придворного» Б. Кастильоне. Этические взгляды Эразма Роттердамского.

Этика Реформации. Христианская этика М. Лютера, Ж. Кальвина. Этика «героического энтузиазма» Дж. Бруно.

Этическая теория Р. Декарта. Этика Б. Спинозы. Цельная система рационального познания Бога, мира, человеческой природы и человеческого предназначения. Благочестие и послушание. Опыт свободы воли и отрицание «свободы воли». Добродетельная жизнь в «повиновении разуму». Т. Гоббс и Дж. Локк.

Мировоззренческие особенности Просвещения. (П. А. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Ж. О. Ламетри). Естественные качества и права человека. «Общественная польза». Идеал «благородного дикаря» и его критика. Значение разума и нравственны прогресс человечества. Критика религии и деистическая позиция. Моралисты и механистическое мировоззрение эпохи.

Тема 6. Западноевропейская этика XIX – XX вв.

Этика И. Канта. Жизнь. Об абсолютности морали и доброй воле. Категорический императив. Долг. Постулаты практического разума.

Этические воззрения Г. В. Ф. Гегеля. Принцип историзма в философии и этике Гегеля. Мораль как сфера духа и сфера социально детерминированного поведения. Учение о свободе воли. Нравственность как общественная природа человека, возвышающаяся над индивидуальной.

Этика утилитаризма. Стремление к пользе. Индивид и общество. Принцип наибольшего счастья по И. Бентаму и Дж. С. Миллю.

Последовательный эгоизм М. Штирнера. Ценность индивида, Я. Анархизм М. Штирнера. Этика А. Шопенгауэра. «Мир как воля и представление». Воля и её бесцельность. Невозможность счастья. Жизнь как страдание. Снятие принципа индивидуации (нирвана). Справедливость и сострадание. Сострадание как фундамент морали.

Этические взгляды Ф. Ницше. Жизнь. Мораль рабов. Внеморальная мораль сверхчеловека. Своеобразие этической мысли экзистенциалистов (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Одиночество человека перед лицом Бога (Кьеркегор) и одиночество человека перед лицом ничто (экзистенциализм). Этика подлинного существования и этика поиска бытия. Тошнота, забота и заброшенность. Одиночество человеческого бытия и абсурдность мира. Бунт как основа социальности этических ценностей. Этика Дж. Ролза.

Тема 7. Этическая рефлексия в русской культуре

Традиционное внимание в русской культуре и философии к этическим проблемам. Темы человечности и сострадательности, выраженные в художественной литературе. Взаимоотношение аскетических и учительных форм религиозной нравственности и секуляризированных этических теорий в истории русской этической мысли.

«Разумный эгоизм» русских демократов XIX в. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Теория «разумного эгоизма»: бескорыстное подчинение личного интереса общему. Зависимость морали от социально-исторического контекста.

Этические взгляды Вл.С. Соловьева. Идеализм нового типа (синтетический) – «положительное всеединство». Абсолютное начало в его синтезе с человеком (субъективная этика) и с человечеством (объективная этика). «Оправдание добра». Трехосновность морали: Стыд, жалость, благоговение. Человек и общество.

Этика Л.Н. Толстого. Жизнь и её смысл. Непротивление. Ненасилие.

Смысл жизни в религиозной этике (С.Н Булгаков, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, И.А. Ильин). Значимость религии. Установка на панэтизм. Смысл жизни. Судьба человека в мире; проблемы смерти и бессмертия, свободы и творчества.

Этика русского экзистенциализма (Н.А. Бердяев, Л. Шестов). Сомнение в рацио. Стремление к поиску сверхрациональных (или внерациональных) способов постижения сущности бытия. Ценности и кризисность человеческой жизни. Человек как субъект мистико-этических озарений.

Тема 8. Этические проблемы современности

Проблемы различных вариантов социальной этики современности и прикладной биоэтики.

Эгоизм и рациональность действий. «Разумный эгоизм». Ограниченность эгоизма.

Понятие благотворительности. Критика благотворительности. Критерии эффективности.

Биоэтика и её уровни. Эвтаназия. Экогуманизм. Вопросы сохранения и развития экосистемы человек – природа Требования экологической этики. Вопросы биомедицинской этики.

Смертная казнь (этические аргументы за и против). Историческая социология смертной казни. Этические аргументы в пользу смертной казни. Этические аргументы против смертной казни.

Насилие и государство. Природа насилия. Добро против зла. Равное возмездие. Ненасилие.

Этические аспекты взаимодействий в информационной среде. Трансформации морального сознания в условиях виртуальности.

Тема 9. Профессиональная этика

Условия возникновения, историческое развитие и специфика профессиональной морали. Кодексы профессиональной морали, их место в общей системе нравственности. Корпоративизм профессиональной морали и пути его преодоления. Профессиональная этика как выражение нравственного прогресса человечества, как осознание культурно-гуманистического назначения профессии. Гуманизм – исходный принцип профессиональной этики. Категории профессиональной морали и этики: профессиональный долг, честь, достоинство, справедливость, такт.

Виды профессиональной этики. Основы инженерной этики: безопасность технико-технологических систем, взаимодействие инженеров с другими участниками процесса принятия решений (совместно с менеджерами) по поводу разработки и использования техники, условия объективности профессионального суждения (исключения «конфликта интересов»), вопросы приватности, коммерческой тайны, интеллектуальной собственности и авторского права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: