Вопросы к зачету. 1. Термин «этика» и предмет этики

1. Термин «этика» и предмет этики.

2. Структура и функции морали.

3. «Золотое правило» как универсальный этический принцип.

4. Традиционные этические ценности в культуре Древней Индии (дхарма, артха, кама, мокша и ахимса). Этика неортодоксальных учений (джайнизм, буддизм, локаята (чарвака)).

5. Этические системы важнейших философских школ Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, «школа закона» (легизм)).

6. Этические взгляды софистов и Сократа. Этические учения сократических школ.

7. Этика Платона.

8. Этика Аристотеля.

9. Этические учения эллинистического периода (этика Эпикура, стоицизм, неоплатонизм).

10. Этика Ветхого Завета и её своеобразие. Десять заповедей (Декалог).

11. Этика иудаизма в её историческом развитии.

12. Этика Нового Завета в заповедях Нагорной проповеди Иисуса Христа.

13. Средневековая восточно-христианская этическая мысль (Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник).

14. Средневековая западно-христианская этическая мысль (Августин Аврелий, Фома Аквинский).

15. Этика ислама. Пророк Мухаммад как образец нравственного совершенства. Нравственные идеалы исламской этики.

16. Этическая мысль эпохи Возрождения. Этика Н. Макиавелли.

17. Этические взгляды в европейской культуре Нового времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).

18. Этическая мысль эпохи Просвещения (П.А. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Ж. Ламетри).

19. Немецкая философская этика (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах).

20. Этика европейского иррационализма XIX в. (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).

21. Этические искания в русской культуре XIX – XX вв. (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Вл.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Б.П. Вышеславцев).

22. Этика экзистенциализма (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

23. Проблемы нравственных ценностей в современном мире.

24. Этика профессиональной деятельности. Основы инженерной этики.

25. Термин «эстетика» и проблемы определения предмета эстетики.

26. Основные категории эстетики (классические категории: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое).

27. Космологическая эстетика Пифагора.

28. Антропологическая эстетика софистов и Сократа.

29. Эстетика Платона.

30. Эстетика Аристотеля.

31. Эллинистическая эстетика (Плотин).

32. Особенности и основные категории византийской эстетики: прекрасное (красота Божественная и земная), свет, цвет, символ и образ, икона.

33. Особенности эстетики и искусства западной Европы периода Средневековья. Романский и готический стили.

34. Особенности эстетических взглядов и искусства эпохи Возрождения. Маньеризм.

35. Эстетика и искусство барокко. Стиль рококо.

36. Классицизм (термин, истоки и принципы). Стиль ампир.

37. Сентиментализм и романтизм.

38. Основания эстетических взглядов в европейской культуре XIX – начала XX вв.

39. Эстетика авангарда, модернизма и постмодернизма.

40. Техническая эстетика как теория, история и методология дизайна.

6. Приложение 1. Образец оформления титульного листа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Рузаевский институт машиностроения (филиал)

Кафедра гуманитарных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЭТИКЕ И ЭСТЕТИКЕ

Вариант № 2.5:

(а). Средневековая христианская этика

(б). Эстетические принципы постмодернизма

Выполнил: (Фамилия Имя Отчество) ____________

Курс, группа: _________________________________

Преподаватель: __ (Фамилия. И. О.) _______________

Рузаевка 201_ г.

7. Приложение 2. Образец оформления планов к вопросам (а) и (б)

Вопрос (а):

План:

Введение

1. Этические проблемы раннехристианской мысли

2. Нравственное учение христианства в культуре Византии

3. Влияние этики Августина Аврелия на средневековый Запад

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий к тексту

----------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос (б):

План:

Введение

1. Персонажи постмодернизма

2. Постмодернизм как эстетическая стратегия

3. Художественные практики постмодернизма

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий к тексту

8. Приложение 3. Образец оформления библиографического списка

Вопрос (а):

Список использованной литературы:

1. Абеляр П. Тео-логические трактаты: Пер. с лат. / Вступ. ст., сост. Неретиной С.С. – М.: Прогресс, Гнозис, 1995. – 413 с.

2. Иванов В. Г. История этики средних веков. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 464 с.

3. Иоанн Дамаскин. Источник знания. – М.: Индрик, 2002. – 416 с.

4. Неретина С.С. Средневековая этика // Этика: Энциклопедический словарь / Под. ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. - С. 463-469.

5. Августин Блаженный, епископ Гиппонский (354-430 гг.) «О Граде Божием» в 22 книгах (отрывки) / (Sanctus Aurelius Augustinus) https://antology.rchgi.spb.ru/Sanctus_Aurelius_Augustinus/City.html

----------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос (б):

Список использованной литературы:

1. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 488 с.

2. Бычков В.В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. – М.: КНОРУС, 2012. – 528 с.

3. История эстетики: Учебное пособие / Отв. ред. В.В. Прозерский, Н.В. Голик. – СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2011. – 815 с.

4. Куренкова Р.А. Эстетика: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 82-86.

5. Постмодернизм – обзорная статья по теме «Постмодернизм в философии и искусстве» в сетевой энциклопедии «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/Постмодернизм

9. Приложение 4. Образец оформления глоссария

Вопрос (б):

Глоссарий к тексту:

1. Ка́тарсис – высший, или оптимальный, духовно-эмоциональный или чисто духовный результат эстетического отношения, эстетического воздействия искусства на человека, которым завершается эстетическое созерцание [3, С. 120].

2. Модернизм – условное обозначение тенденций развития искусства, течений, школ, деятельности отдельных мастеров, стремящихся к обновлению художественного языка и считающихся формальный эксперимент основой теоретического метода [4, С. 578].

3. Оп-арт – оптическое искусство, построенное на использовании при создании различных объектов законов геометрии и новейшего дизайна, наибольшую популярность обретает с 1960-х гг. [1, С. 122].

4. Поп-арт – направление в искусстве 1950-1960-х гг., для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры в виде коллажей, фотовоспроизведений и т.п. [2, С. 461].

5. Симулякр – (в эстетике постмодернизма) муляж, эрзац действительности, чистая телесность, правдоподобное подобие, пустая форма – видимость, вытеснившая из эстетики художественный образ и занявшая его место. Постмодернизм есть «эстетика симулякра» [5, С. 57].

Использованная справочная литература:

1. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 488 с.

2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. - М.: Эллис Лак, 1997. - 736 с.

3. Бычков В.В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. – М.: КНОРУС, 2012. – 528 с.

4. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. Т. V: Л-М. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 768 с.

5. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. – СПб.: Алетейя, 2000. – 347 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: