Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.
Основные принципы систематизации: полнота охвата нормативно-правовых актов, единообразие терминологии, единство критерия упорядочения нормативно-правовых актов, расположение нормативно-правового материала в определенном порядке, обеспечение единства регулирования того или иного вида отношений и полноценности такого регулирования, сочетание комплексной и отраслевой систематизации, лежат в основе систематики законодательства, определяются последней.
Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу). Инкорпорация подразделяется на: официальную и неофициальную. К официальной можно отнести СЗ РФ. К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д.
|
|
Консолидация – это сведение множества НПА в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты.
Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).
Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, т. к. в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юр. норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Кодификация законодательства может быть: всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы -какого-либо правового института).
Учет состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем состоянии НПА, которые необходимы для деятельности данной организации, фирмы и т.д.
Виды учёта:
1. Журнальный учет (фиксация реквизитов НА в спец. журналах).
2. Карточный учет (создание карточек, расположенных по определенной системе).
3. Автоматизированный учет (на базе применения современной компьюторной техники и новейших достижений информатики).