Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды

Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в еди­ную систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного при­менения.

Основные принципы систематизации: пол­нота охвата нормативно-правовых актов, единообразие терминологии, единство кри­терия упорядочения нормативно-правовых актов, расположение нормативно-правового материала в определенном порядке, обеспечение единства регулирования того или иного вида отношений и полноценности такого регулирования, сочетание комплексной и отраслевой систематизации, лежат в основе систематики законодательства, опреде­ляются последней.

Юридической науке известны два основных вида систе­матизации: инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без из­менения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результа­том инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т.е. по хронологическому прин­ципу). Инкорпорация подразделяется на: официальную и нео­фициальную. К официальной можно отнести СЗ РФ. К неофициальной инкорпорации от­носятся сборники нормативных материалов по отраслям пра­ва, издаваемых в учебных целях, для просвещения населе­ния и т.д.

Консолидация – это сведение множества НПА в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснован­ное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, ос­новах законодательства и др.).

Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпора­ция, т. к. в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юр. норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Кодификация законодательства может быть: всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство го­сударства), отраслевой (если перерабатываются нормы оп­ределенной отрасли законодательства) или специальной (ох­ватывающей нормы -какого-либо правового института).

Учет состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем состоянии НПА, которые необходимы для деятельности данной организации, фирмы и т.д.

Виды учёта:

1. Журнальный учет (фиксация реквизитов НА в спец. журналах).

2. Карточный учет (создание карточек, расположенных по определенной системе).

3. Автоматизированный учет (на базе применения современной компьюторной техники и новейших достижений информатики).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: