Сексизм

Сексизм – это институциональные и индивидуальные ориентации и установки по признаку пола, приводящие к дискриминации субъекта. Главными факторами дискриминации являются поло-ролевая социализация субъекта, поло-ролевые институциональные стереотипы. Как пишет А. Мишель: «Взятый в еще более широком смысле слова, сексизм – это ориентация, которая ставит в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому. Стереотип же определяется как тенденция к стандартизации, как устранение индивидуальных качеств и различий, как жесткая и анонимная модель, на базе которой автоматически воспроизводится представления и поведение».[50]

Не смотря на то, что сексизм как система установок распространяется и на мужчин и на женщин, дискриминации по признаку пола в общественной практике подвергаются женщины.

Понятие «сексизм» появляется в научной литературе в 60-е годы. В 70-х годах в научных словарях он фиксируется как функциональный термин, семантическое значение которого раскрывается как «предубеждение против женщин».

Социально – биологические детерминанты сексизма. Социально - биологические детерминанты сексизма связаны с объективными факторами в развитии человека. Гормоны, дифференциация мозговой активности, поведение – это те доминанты, влияющие в определенной мере на индивидуальные и групповые стереотипы в отношении пола. Биологическая дифференциация пола связывается с различиями в функциях, которые проявляются в психосоматических реакциях, репродуктивности, поведенческих стереотипах формирующихся в онтогенезе.

Половой диморфизм как био - социальный феномен сложное явление, согласно концепции А. Эрхарда и Х. Ф. Л. Майер – Бальбурга он имеет свои автономные измерения[51]:

1. Половая идентичность (способность к самоознанию и самокатегоризации);

2. Полодиморфическое, связанное с полом, поведение;

3. Половые различия в познавательных, когнитивных процессах, обучаемости, специфических интеллектуальных способностях и т.д.;

4. Сексуальные ориентации.

Однако, социо - биологические детерминанты хотя и играют определенную роль в основаниях сексизма, тем не менее культура и общество имеют более жесткую детерминацию в оформлении половой стратификации. Как отмечает М. Мид: «мужчины могут стряпать, ткать, одевать кукол или охотиться на колибри, но если такие занятия считаются мужскими, то все общество, и мужчины, и женщины признают их важными. Если то же самое делают женщины, такие занятия объявляются «менее существенными».

Сексизм и культура

В мировой культуре исторически сложилась бинарная оппозиция мужчина – женщина. Можно отметить, что в языческом сознании для многих народов мира характерно противопоставление мужчины - женщине, где женщина рассматривается как источник бед и несчастий, а также существо, стоящее на более низкой ступени общественного развития. В качестве иллюстрации можно привести поговорки у разных народов мира. Например, в русских пословицах встречаются такие выражения «Курица не птица – баба не человек», «Собака умней бабы: на хозяина не лает», «Волос долог - да ум короток»[52]; в осетинских – «Лучше один мужчина, чем сто женщин», «Женщина –глупее коровы», «У женщины характер змеиный».[53] Однако, основная фаза дискриминации женщин наступает в эпоху образования мировых религий. К этому времени женский труд утрачивает свое важное общественное значение, приобретая индивидуальный и семейно-групповой смысл. Маскулинные идеи пронизывают все религии, отводя вторичное место женщине. Так на Моконском Соборе 585 года была начата дискуссия, которая продолжалась более ста лет, применимо ли к женщинам слово «homo». Можно говорить о древне - русской традиции, раннем средневековье, когда женщина являлась «предикатом» мужчины.[54] Дело в том, что девицу до замужества называли по имени отца, а после вступления в брак по имени мужа, по сути дела ей было отказано в индивидуальной социальной идентификации. Можно отметить, что идущая с языческого периода «анималистическая традиция», когда женщину не идентифицируют как человека, а сравнивают с павлинами, змеями, волчицами, кошками, находит отражение и в XIX веке в виде дискриминационных теорий пола. О. Вейнингер рассматривает женщину в мировой культуре как функцию мужчины, без которого она не может существовать не только экономически, но и духовно. И хотя он и считает, что «женщины все же люди и к ним следует относиться, как таковым», тем не менее, он отказывает им в ряде прав, например таким как доступ к политике. Для него женщина как идея и женщина как реальный общественный субъект две различные субстанции, где вторая должна быть подчинена мужчине[55]. Однако культурно-историческая проблема дискриминации женщин еще требует своего всестороннего осмысления. В мировой истории можно наблюдать, что роль женщины в период активизации хозяйственной деятельности XV-XVII, промышленной революции значительно снижается, однако увеличивается в системе домашнего хозяйствования. В разных культурах мира эта тенденция находит своеобразное отражение. Так в XVII веке в России женщины - домовластительницы, согласно исследованиям Н.Л. Пушкаревой, формально признавали главенствующую роль мужчины в доме, однако фактически они занимали господство в домашней сфере.[56] Хрестоматийным является образ Кабанихи в пьесе Н.А.Островского «Гроза», в котором находит отражение та культурна среда, где дискриминация женщиной - женщины и женщиной - мужчины является нормой и общественным правом.

Вместе с тем можно сказать, что общественные женские движения в ХХ веке изменили социальную и культурную картину «мужского мира». Феминизм как научное и политическое течение предложил свое видение не только проблем равенства пола, но и существования различных моделей демократии, в том числе и на основе гендерных подходов. Сегодня можно говорить о феминизме как об общественном течении и системном знании, которое охватывает от философии и политологии, до культурологии и психологии. Находит преломление данной идеологии и в теоретических концептах социальной работы.

Динамику развития общественных отношений и оформление основных сексистских паттернов отражено в таблице.

Традиции Западная цивилизация Россия
Языческая традиция Древняя Греция Архаическая эпоха Пренебрежительное отношение к женщине, отсутствие доступа к обра-зованию, распоряжением имущества. Эллинистическая эпоха Возрастает самостоятельное значение женщины в обществе, появляются условия для образования, приобрете-ния профессий. Древний Рим Эпоха Республики Женщина в зависимости от мужчины (отца, мужа). Участие в обществен-ной жизни, получение образования. Эпоха Империи Распоряжается имуществом, учас-твует в политической жизни общес-тва, вступает в брак по собственной инициативе   Не имеет самостоятель-ности, подчиненность мужчине. Жена и жен-щина в этимологических словарях выступают как синонимы. Узаконен ин-фатицид в отношении женщин.
Средневековая традиция Оформление концепции «вторич-ности» женщины; моральные антино-мии: благочестивый муж – нечестивая жена; «идеал содомский» – «идеал Мадонны». Снижение инфатицида. Моральные антиномии: Женщина нарушительни-ца социальных норм – женщина домоуправи-тельница, расторжение брака женщиной.
Традиции эпохи просвещения Женофобия. «Женское» – противо-положное «мужскому». Оформление маскулинной концепции: объекти-визм, сознательность, прагматизм, стабильность. Мужчина – творец истории. Повиновение женщины родителям и мужу; брачная дискриминация матери –дочери; узаконе-ние бракоразводных про-цессов.
Традиции XIX столетия «Фалологоцентризм» - приоритет тек-стов мужской культуры. Дуализм мира и общества как конфликт «мужского и женского». Концепции «неполноценности женской природы». Анти-сексистские концеп-ции. «Природно – женское» как антитеза человечес-кому началу; концепция злой женственности; оформление концепций эмансипации.
Традиции ХХ столетия Естественно-природный дуализм пола как основание для дискриминации женщин. Феминизм как теория множественности различий. Философия «равенства мужчины и женщины»; дискриминация по соци-альным, профессиональ-ным, политическим ориентациям.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: