Семейная терапия В. Сатир

В. Сатир считала, что семья – это самоорганизующая система, в основе отношений которой лежат принципы гомеостазиса: элементы системы реагируют друг на друга таким образом, чтобы сохранить баланс отношений. Многие проблемы, согласно В. Сатир, могут быть рассмотрены как «дефекты» в системных семейных связях. Социальный терапевт, имея представления об идеальной семье, разъясняет сложившуюся ситуацию брачным партнерам, способствует их интеграции. Каждый член семьи анализируется в соответствии с его ролью, в хронологическом контексте семейных отношений, большой объем времени уделяется работе над «болью», кризисными семейными ситуациями.

Структурная семейная терапия С. Минухина

Структурная семейная терапия направлена на изменение позиций членов семьи в конфликтных ситуациях. Социальный терапевт пытается разъяснить сторонам границы сложившихся отношений, рассматривая семью как мультисистему, включающую в себя: подсистему супруга (супруги), подсистему родителей, подсистему дальних и ближних родственников. Возникновение напряженности в системе семейных отношений возникает от неумения регулировать и адаптировать личное пространство (границы подсистемы) при возникающих внутренних и внешних изменениях (рождение детей, назначение, потеря работы и т.д.). Социальный терапевт обучает клиентов гибко выстраивать границы своей системы, отказываться от жестких моделей взаимодействия, заменяя их на более функциональные. Ключевым концептом С. Минухина является – «соединение» терапевта и семьи, посредством чего возможно терапевтическое изменение.

Системная терапия М. Боуена

Теоретические подходы М. Боуена наиболее близко связаны с системным подходом. Согласно теории систем, если один элемент системы изменяется, то возникает такая реакция, которая приводит к изменению всей системы. М. Боуен рассмаривает семью как мультигенерацию, где связи между поколениями играют определенную роль в семейном функционировании. Генограмма, структурная система межпоколенных связей, составленная терапевтом дает возможность понять и оценить поведение отдельных элементов системы (супруги, дети, родственники, родители), в контексте проблем отдельного случая и в контексте всей системы родственных связей. Роль социального терапевта заключается в том, чтобы помочь каждому разобраться в своих функциях в системе семейных отношений.

Социальная работа с наркозависимыми клиентами

При работе с больными наркоманией применяется мультидисциплинарный подход, включающий в себя работу нарколога, психолога, социального работника, который осуществляется параллельно и одновременно.

Социальная работа с наркозависимыми клиентами состоит из несколько стадий: оценка, отбор средств вмешательства, работа с клиентом выбранным методом.

Согласно подходам Р.М. МакОлифф и М.Б. МакОлифф выявить степень биологической зависимости у клиента позволяет диагностика. Для этого применяют следующую схему, позволяющую определить степень привыкания к наркотическим средствам:

· психологическая зависимость;

· навязчивые мысли;

· навязчивые эмоции;

· низкая самооценка;

· негативные ригидные установки;

· ригидная система оценок;

· галлюцинации;

· бессилие;

· физическая толерантность;

· физическое привыкание;

· нарушение памяти.

После выяснение картины наркотической зависимости планируется вмешательство в ситуацию клиента. Сегодня в практике социальной работы сложились три основных подхода к решению данной проблемы: инсайт- ориентированные подходы, поведенческие подходы, подходы основанные на самопомощи.

Инсайт - ориентированные подходы направлены на работу с госпитализированными клиентами, проходящими курс дезинтосикации. Первичная помощь социальным работником связывается с финансовыми проблемами и будущим местом жительством клиента. В этот период возможны различные модели помощи, например клиент - центрированная терапия. Одним из видов такой терапии является модель прояснения ценностей, предложенная Рэфсом и Харменом. В основе понимание, что человек имеет потенциальную возможность делать ценностные допущения. Ценности связываются с опытом, и они не являются жесткими и постоянными, что позволяет клиенту включать свободный набор ценностей исходя из возможностей и ситуации, что в конечном итоге снимает ценностное замешательство, сопутствующее интоксикации.

Поведенческие подходы основаны на изменении негативного или формирование позитивного поведения клиента. В качестве примера можно привести социобихевиористский метод, предложенный Эдвином Томасом. В основе изучение поведения клиента, контролируемое стимулами. Классификация поведения основывается на оценке, определяются основные линии поведения в социуме, уточняются стимулы, предшествующие изменению поведения, оцениваются последствия, после чего осуществляется вмешательство.

Группы самопомощи основаны на взаимоподдержке людей, имеющих сходные проблемы. По аналогии групп Анонимных - Алкоголиков (группы АА), формируются группы Анонимных - Наркоманов (группы АN). Данная группа самопомощи использует те же принципы 12 шагов, где в процессе общения клиенты рассказывают, как они научились жить без наркотиков.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какие подходы Вы знаете в социальной работе с клиентами? В чем их отличие.

2. Раскройте основные стадии работы с клиентом.

3. Как осуществить планирование последующих действий?

4. Социокультурные и терапевтические группы.

5. Методы оценивания групповой динамики и групповой эффективности.

6. Роли социального работника при работе с группой.

7. Работа с общественными объединениями и ассоциациями.

8. Этические дилеммы в социальном посредничестве.

9. Социальное взаимодействие и межинституциональные связи.

10. Диагностика социальных проблем в социуме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1990.

3. Бурмянская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1994.

4. Генов Ф. Психология управления. М., 1982.

5. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М., 1995.

6. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994.

7. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М., 1993.

8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

10. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982.

11. Межличностное восприятие в группе/Под ред. Г.М. Андреевой и А.И.Донцова. М., 1981.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: