Социальная работа в микросоциальной среде

Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макро практика.

Микросоциальная среда

Под микросоциальной средой (коммьюните) понимают - сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, разделяющие единые конфессиональные взгляды и проживающие совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории.

Микросоциальная среда представляет собой сложную систему социально-экономической и культурно-исторической общности. Она состоит из комплекса взаимодополняющих систем: экономической, политической, социо-культурной, образовательной и государственной. В этих координатах происходит становление и оформление микросоциальной среды как специфического субъекта, имеющего определенные проблемы социального функционирования. Как и жизненный сценарий личности, жизненный сценарий микросоциальной среды имеет свою социальную историю, проблемы, кризисы развития, ценности, нормы, принципы интеграции и взаимодействия с другими институтами, структурами и группами.

Микросоциальная среда имеет, по мнению Rolland L. Warren, следующие основные функции:

1. Производство-распределение – потребление;

2. Социализация;

3. Социальный контроль;

4. Социальное участие;

5. Взаимоподдержка. [124]

Эти функции микросоциальной среды направлены на развитие жизненного сценария как самого сообщества, так и отдельной личности и группы. В этой связи она оказывается той сферой, где реализуются все жизненно важные функции человека в социуме:

- определяются нормы потребления и производства, паттерны социально необходимого поведения;

- осуществляется контроль за социальным функционированием индивида в социуме через систему формальных принципов;

- осуществляется система поддержки отдельного индивида через различные типы организаций: религиозные, общественные, специализированные.

Роли социального работника

Субъект - субъектное взаимодействие социального работника и клиента, а также проблемы последнего, определяют специфические виды интервенций. Макропроцессы микросоциальной среды вызывают свои специфические проблемы проблемы, решение которых возможно через иные организационные формы, чем в социальной работе со случаем. Это влияет на принципиальные подходы к взаимодействию, роли социального работника. Так в субъект - субъектном взаимодействии социального работника с микросоциальной средой принцип "лицом к лицу", заменяется на принцип - "помощь через структуру". Отсюда, важнейшими подходами в практике поддержки являются программы помощи и социальные агентства. Происходит изменение и в ролевом взаимодействии социального работника, основными ролями в микросоциуме являются:

- адвокат;

- брокер;

- эксперт;

- социальный ориентир.

Базисная концепция этих ролей основана на организации и предоставлении помощи коллективам и группам в микросоциальной среде, они должны способствовать активизировать развитие общности и улучшить модель ее жизнедеятельности.

Микросоциальная среда выдвигает определенные требования к профессиональной компетенции. Среди них умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных. Умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы.

Однако оперативное вмешательство выдвигает требования к компетенции, выходящей за рамки социальной работы, оно требует привлечение к совместной деятельности с различных специалистов. Так команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии социальных работников осуществляет серии работ, направленных на искоренение наркотической, алкогольной зависимости у отдельных групп в общине. Помощь в этом случае носит мультидисциплинарный характер, поскольку каждый специалист стремится в общий процесс привнести свои знания и умения, кроме того, он располагает определенными общественными полномочиями.

Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде

Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Griffiths Report, являются:

1. Доступность сервиса;

2. Активное сотрудничество потребителей с социальными агентствами;

3. Межведомственная работа;

4. Развитие новой инициативы;

5. Создание сети поддержки;

6. Децентрализация контроля за методами вмешательства в бюджет;

7. Активизация подходов;

8. Закрытый сервис микросоциальной среды;

9. Подвижность.

Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям. В таблице, согласно концепции J. Rothman, J. Troman, показаны основные модели социальной работы в микросоциуме.

  Модель локального развития Модель социального планирования Модель социальных акций
Целевые акции Организация само-помощи, интеграция. Рассмотрение проб-лемно-ориентирован-ных задач. Урегулирование взаимоотношений и ресурсов, институцио-нальный обмен.
Соблюдение структурных и проблемных условий Аномия, сохранение демократических взаимоотношений, традиций. Социальные проб-лемы, психическое и физическое здоровье. Социальная несправедливость, депривация
Основные стратегии Широкий спектр социальных проблем и их решение Сбор фактов и рациональное решение проблем Организация сооб-щества против негативных прояв-лений
Тактика и техники деятельности Консенсус: групповые дискуссии и взаимодей-ствие групп сообщества с заинтересованными лицами Консенсус-конфликт Конфликт-соревнова-ние: конфронтации, директивные акции.
Роли Координатор, учитель по этическим ценностям, навыкам проблемных решений Фасилитатор, аналитик, выполни-тель программ. Адвокат, агитатор, брокер.
Средства Манипуляции, задаче – ориентированные группы Манипуляции формальной органи-зацией и данными Манипуляция организацией масс и политическими процессами
Концепции и общественные интересы Рационализм-объединение Идеализм-объединение Реализм-объединение
Концепции клиентов Горожане Потребители Жертвы
Ролевые концепции клиентов Участники проблемных процессов Потребители или получатели Служащие, избиратели.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: