Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макро практика.
Микросоциальная среда
Под микросоциальной средой (коммьюните) понимают - сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, разделяющие единые конфессиональные взгляды и проживающие совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории.
Микросоциальная среда представляет собой сложную систему социально-экономической и культурно-исторической общности. Она состоит из комплекса взаимодополняющих систем: экономической, политической, социо-культурной, образовательной и государственной. В этих координатах происходит становление и оформление микросоциальной среды как специфического субъекта, имеющего определенные проблемы социального функционирования. Как и жизненный сценарий личности, жизненный сценарий микросоциальной среды имеет свою социальную историю, проблемы, кризисы развития, ценности, нормы, принципы интеграции и взаимодействия с другими институтами, структурами и группами.
|
|
Микросоциальная среда имеет, по мнению Rolland L. Warren, следующие основные функции:
1. Производство-распределение – потребление;
2. Социализация;
3. Социальный контроль;
4. Социальное участие;
5. Взаимоподдержка. [124]
Эти функции микросоциальной среды направлены на развитие жизненного сценария как самого сообщества, так и отдельной личности и группы. В этой связи она оказывается той сферой, где реализуются все жизненно важные функции человека в социуме:
- определяются нормы потребления и производства, паттерны социально необходимого поведения;
- осуществляется контроль за социальным функционированием индивида в социуме через систему формальных принципов;
- осуществляется система поддержки отдельного индивида через различные типы организаций: религиозные, общественные, специализированные.
Роли социального работника
Субъект - субъектное взаимодействие социального работника и клиента, а также проблемы последнего, определяют специфические виды интервенций. Макропроцессы микросоциальной среды вызывают свои специфические проблемы проблемы, решение которых возможно через иные организационные формы, чем в социальной работе со случаем. Это влияет на принципиальные подходы к взаимодействию, роли социального работника. Так в субъект - субъектном взаимодействии социального работника с микросоциальной средой принцип "лицом к лицу", заменяется на принцип - "помощь через структуру". Отсюда, важнейшими подходами в практике поддержки являются программы помощи и социальные агентства. Происходит изменение и в ролевом взаимодействии социального работника, основными ролями в микросоциуме являются:
|
|
- адвокат;
- брокер;
- эксперт;
- социальный ориентир.
Базисная концепция этих ролей основана на организации и предоставлении помощи коллективам и группам в микросоциальной среде, они должны способствовать активизировать развитие общности и улучшить модель ее жизнедеятельности.
Микросоциальная среда выдвигает определенные требования к профессиональной компетенции. Среди них умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных. Умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы.
Однако оперативное вмешательство выдвигает требования к компетенции, выходящей за рамки социальной работы, оно требует привлечение к совместной деятельности с различных специалистов. Так команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии социальных работников осуществляет серии работ, направленных на искоренение наркотической, алкогольной зависимости у отдельных групп в общине. Помощь в этом случае носит мультидисциплинарный характер, поскольку каждый специалист стремится в общий процесс привнести свои знания и умения, кроме того, он располагает определенными общественными полномочиями.
Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде
Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Griffiths Report, являются:
1. Доступность сервиса;
2. Активное сотрудничество потребителей с социальными агентствами;
3. Межведомственная работа;
4. Развитие новой инициативы;
5. Создание сети поддержки;
6. Децентрализация контроля за методами вмешательства в бюджет;
7. Активизация подходов;
8. Закрытый сервис микросоциальной среды;
9. Подвижность.
Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям. В таблице, согласно концепции J. Rothman, J. Troman, показаны основные модели социальной работы в микросоциуме.
Модель локального развития | Модель социального планирования | Модель социальных акций | |
Целевые акции | Организация само-помощи, интеграция. | Рассмотрение проб-лемно-ориентирован-ных задач. | Урегулирование взаимоотношений и ресурсов, институцио-нальный обмен. |
Соблюдение структурных и проблемных условий | Аномия, сохранение демократических взаимоотношений, традиций. | Социальные проб-лемы, психическое и физическое здоровье. | Социальная несправедливость, депривация |
Основные стратегии | Широкий спектр социальных проблем и их решение | Сбор фактов и рациональное решение проблем | Организация сооб-щества против негативных прояв-лений |
Тактика и техники деятельности | Консенсус: групповые дискуссии и взаимодей-ствие групп сообщества с заинтересованными лицами | Консенсус-конфликт | Конфликт-соревнова-ние: конфронтации, директивные акции. |
Роли | Координатор, учитель по этическим ценностям, навыкам проблемных решений | Фасилитатор, аналитик, выполни-тель программ. | Адвокат, агитатор, брокер. |
Средства | Манипуляции, задаче – ориентированные группы | Манипуляции формальной органи-зацией и данными | Манипуляция организацией масс и политическими процессами |
Концепции и общественные интересы | Рационализм-объединение | Идеализм-объединение | Реализм-объединение |
Концепции клиентов | Горожане | Потребители | Жертвы |
Ролевые концепции клиентов | Участники проблемных процессов | Потребители или получатели | Служащие, избиратели. |
|
|