Требования к уровню освоения содержания дисциплины. При освоении курса студент должен овладеть знаниями

При освоении курса студент должен овладеть знаниями:

· о сущности социального воспитания, общих подходах, принципах, теориях оказания помощи детям в трудной жизненной ситуации;

· о функциях, целях, содержании и средствах работы социального педагога в школе и других сферах деятельности;

Студенты должны овладеть первоначальными умениями и навыками:

· осуществления социально-педагогической диагностики детей и подростков;

· оказания социально-педагогической помощи нуждающимся детям;

· постановки и решения социально-педагогических задач в работе с разными категориями детей.

Программа содержит структура дисциплины с указанием объемов и видов учебных занятий (учебно-тематический план); содержание разделов и тем учебной дисциплины (наименование и краткое содержание темы); список основной литературы.

Учебно-тематический план

Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Изучение учебной дисциплины направлено на усвоение студентами:

- сущности социальной педагогики как теории и вида практической деятельности;

- сущности социального воспитания, его механизмов, факторов;

- форм, средств и методов социально-педагогической деятельности;

- сущности понятий «норма» и «отклонение» в социальной педагогике;

Предполагается, что изучение данной дидактической единицы взаимосвязано с дидактической единицей «Теория и методика воспитания».

На изучение курса отводится в 5 семестре 16 аудиторных часов, из них на лекции – 10 часов, на семинарские занятия - 6 часов, на самостоятельную работу студентов - 14 часов, общая трудоемкость 30 часов. В конце изучения курса студенты сдают зачет.

Учебно-тематический план

  Тема Трудоемкость Аудиторных часов Лекции Семинары СРС
1.Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности.          
2.Сущность, ценности, механизмы социального воспитания.          
3.Социализация личности. Группа сверстников как фактор социализации.          
4.Становление личности и социализация человека с ограниченными возможно­стями. Социально-педагогическая виктимология.          
5.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная сре­да воспитания и развития ребенка. Социально-педагогическая деятельность с семьей.          
6.Девиации как социально-педагогическая проблема.          
7. Методика и технологии социально-педагогической деятельности.          
Всего:          

Содержание

Тема 1: Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности.

Социальная педагогика как отрасль научного знания. Краткие сведения об истории становления социальной педагогики как науки. Ребенок и закономерности его социализации – объект и предмет исследования социальной педагогики. Семья, образование, религия и культура – основные институты социализации ребенка. Социальная педагогика как область практической деятельности. Назначение социального педагога. Социальная педагогика как учебная дисциплина.

Тема 2: Сущность, ценности, механизмы социального воспитания.

Истоки и развитие принципов в отечественной и зарубежной педагогике. Характеристика принципов природосообразности, культуросообразности, гуманизма, дополнительности и центрации воспитания как основных принципов социальной педагогики. Взаимосвязь принципов, их влияние на цели, задачи, содержание социального воспитания, формы его организации. Механизмы социального воспитания. Сущность социального воспитания как создание условий для целенаправленного и планомерного развития человека в процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов. Социальное воспитание как совокупность образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

Тема 3: Социализация личности. Группа сверст­ников как фактор социализации.

Социализация как развитие человека в процессе взаимодействия с обществом. Человек как объект и субъект социализации. Возрастные этапы социализации. Механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Факторы социализации и их типология. Микро-, мезо-, макро- и мегафакторы социализации.

Роль сверстников в социальном формировании личности. Детское движение как часть социального движения различных групп. Развитие детского движения в России в современных условиях. Классификация детских организаций и объединений по составу, интересам, моделям поведения. Вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций. Официальные и неформальные объединения детей и подростков. Криминогенные группировки: типология членов.

Тема 4: Становление личности и социализация человека с ограниченными возможностями. Социально-педагогическая виктимология.

Издержки социализации. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Виды и типы жертв неблагоприятных условий социализации. Факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Направления и формы работы с различными группами людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации.

Значение понятий «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике. Влияние состояния здоровья и отклонений в здоровье ребенка на процесс его развития. Психические отклонения от нормы и социализация ребенка. Особенности социализации детей, не получивших общего и профессионального образования. Социальные нормы и отклонения от них. Роль психолого-медико-педагогических комиссий в диагностике отклонений от нормы.

Тема 5: Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Социально-педагогическая деятельность с семьей.

Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ребенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология. Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка-инвалида. Кризис современной семьи. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях. Типичные ошибки семейного воспитания и возможности их коррекции.

Тема 6: Девиации как социально-педагогическая проблема.

Отклоняющееся (девиантное) поведение- форма поведения, не отвечающая общественным нормам. Этапы девиантного поведения подростков. Характерные причины, способствующие формированию отклоняющегося поведения подростка. Признаки девиантного поведения личности. Типичные группы детей и подростков с отклоняющимся поведением асоциальной и криминальной направленности. Меры коррекции девиантного поведения детей. Реабилитация как комплекс мер, направленных на восстановление способности к определенным видам деятельности, ресоциализацию подростка в общество. Профилактика девиантного поведения.

Тема 7: Методика и технологии социально-педагогической деятельности

Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью. Сущность понятия «социально-педагогическая технология». Алгоритм деятельности как элемент социально-педагогической технологии. Этапы технологической деятельности. Методика социально-педагогической деятельности, ее соотношение с технологией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: