Система профессиональной подготовки социальных педагогов

План изучения материала

1. Непрерывная система профессиональной подготовки социальных педагогов.

2. Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях.

3. Подготовка социальных педагогов в вузе.

4. Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов.

Введение института социальных педагогов и организация их профессиональной подготовки совпали с реформированием си­стемы образования в России, которое фактически началось с середины 80-х годов в период реформаторских преобразований общества, направленных на его гуманизацию и демократиза­цию. Россия стала входить в мировое образовательное простран­ство, изучая и анализируя международный опыт в области об­разования.

Прежняя система образования вызывала критику многих ученых и практиков за ее линейность, узкую направленность, слабость общекультурологической подготовки, что отрицатель­но влияло на формирование мировоззрения личности, отноше­ния к природе, обществу, самому себе.

Совершенствование системы образования в России требова­ло предоставления человеку возможности получать образова­ние разных видов и уровней в разные периоды своей жизни и ре­гулярно повышать квалификацию. Реализация этой идеи полу­чила свое развитие в построении модели непрерывного образо­вания, предусматривающей допрофессиональную подготовку в лицеях и профилированных старших классах школы; профес­сиональную подготовку в учреждениях начального професси­онального образования, среднего профессионального образова­ния и высшего профессионально образования, послевузовское обучение (аспирантура, докторантура), а также систему пере­подготовки и повышения квалификации работающих специа­листов.

Принятие Правительством Российской Федерации закона «Об образовании» (1992) и закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) закрепило политику государства в сфере образования, основанную на принципах гуманизации, фундаментализма, универсальности и альтерна­тивности, преемственности и прогностичности.

Принцип гуманизации реализуется через целенаправлен­ную ориентацию образования на личность обучаемого, выявле­ние и развитие всех сущностных сил человека, приоритетное внимание к гуманистическим традициям, общечеловеческим ценностям.

Принцип фундаментализма обеспечивает целостность, глу­бину и взаимопроникновение социально-философских, обще­профессиональных и специальных знаний при подготовке спе­циалиста. Фундаментализм обеспечивает высокий общекульту­рологический уровень образования, органическое сочетание теоретической и практической подготовки кадров, позволяет преодолеть ее узкую профессиональную направленность.

Принцип универсальности и альтернативности реализу­ется через удовлетворение запросов общества в определенных специалистах и обеспечивает полный набор специальностей, востребуемых на рынке труда.

Принцип преемственности реализуется через образова­тельные программы различных ступеней и видов образования, через различные типы образовательных учреждений.

Прогностический принцип обеспечивает полифункцио­нальную, всестороннюю подготовку специалистов на перспек­тиву в рамках проведенного прогноза востребуемости специа­листов для конкретного региона и для решения конкретных проблем.

Система образования, построенная на перечисленных выше принципах, помогает человеку сориентироваться в спектре раз­нообразных специальностей, получить то образование, которое в данный период времени доступно и соответствует его реаль­ным возможностям, изменить профиль образования, если пер­воначальный выбор оказался не очень успешным, и получить такое количество государственных сертификатов и дипломов, которые обеспечат конкурентоспособность специалиста на рын­ке труда и построение его профессиональной карьеры.

Важное место в системе непрерывного образования занима­ет система переподготовки и повышения квалификации кадров, поскольку именно она обеспечивает мобильное развитие любой профессиональной сферы, предоставляя работающим возмож­ность постоянно повышать свой профессиональный уровень в условиях быстро меняющихся технологий и требований обще­ства к той или иной профессии. Кроме того, в современных ус­ловиях большое значение имеет возможность приобрести новую профессию, более востребованную на рынке труда, что также обеспечивается системой переподготовки кадров.

В сфере подготовки социальных педагогов значение системы переподготовки и повышения квалификации усиливается еще и вследствие того, что потребность в специалистах данного профиля сегодня намного опережает возможности системы профессионального образования по их подготовке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: