Особенности средневекового искусства

Главными видами искусства являлись архитектура, живопись, музыка, декоративные искусства, которые формировались с учётом их функционирования в структуре целостного религиозно-художественного действа, что породило своеобразный культовый синтез искусств.

Символичность и условность искусства была чрезвычайно высока. Средневековая эпоха выдвинула перед искусством внехудожественные задачи, которые и обусловили его функции. Так, икона предназначалась не для обозрения, а для набожного сосредоточенного созерцания и моления. Поэтому художники изображали святых вне движения (воплощение категории вечности, вневременного характера). Их фигуры, лишённые индивидуальных черт, застыли в литургической позе. Картина была не целью, а лишь средством: истинный предмет живописи был невидимым.

Считалось, что хороший художник изображает не тело, а дух. Тело пытались «одухотворить» различными приёмами: люди на иконах изображались абстрактно, неестественно, упрощённо, условно. Пропорции тела были неестественными: слишком удлинены, из-за чего фигуры казались неземными, нереальными; как бы стоящие на земле, они, казалось, парили в воздухе; под удлинёнными платьями лишь угадывалось очертание тела. Ощущение нереальности усиливалось благодаря использованию так называемой обратной перспективы, абстрактного фона золотого цвета. Понятие реальной натуры не имело никакого смысла. Основным элементом фигуры было лицо и особенно глаза. Суггестивная сила была сосредоточена в широко раскрытых глазах. Искусство Средневековья было каноничным и схематичным: художники пользовались определённым количеством типичных лиц, каждое из которых имело установленное значение, было знаком какого-то определённого характера и чувства. То же самое можно сказать о жестах и движениях.

В западноевропейском искусстве Средневековья получили развитие два художественных стиля – романский (X – XII вв.), характеризующийся монументальностью форм, использованием простых геометрических объёмов в архитектуре и плоскостным, схематичным характером немногочисленного скульптурного убранства храмов, и готический (XIII – XIV вв.), с присущим ему акцентированием вертикальных линий в постройке, устремлённой вверх, к Богу, усложнённой пространственной композицией храмов, нарастанием реалистичности в храмовой скульптуре, динамикой облика. Синтез искусств (архитектура, изобразительное искусство, музыка, религиозные тексты) служил средством прославления Бога и, главное, мощным средством воздействия на верующих. Тенденции искусства позднего средневековья нашли отражение в концепциях Фомы Аквинского, перенёсшего акцент с духовной красоты на чувственно воспринимаемую, природную красоту, подчёркивая тем самым её самоценность.

Большая роль ислама в мусульманской культуре также привела к формированию своеобразной художественной системы в ряде регионов и стран. Запрет на изобразительность привёл к необыкновенно яркому развитию искусства орнамента и каллиграфии. Значительным своеобразием обладала эстетика стран Дальнего Востока, с которой предлагается ознакомиться на семинарском занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: