Африка. Начиная с конца 1950-х гг., рост числа беженцев, спасающихся от войн и конфликтов в Африке, вызвал необходимость принятия всеобъемлющего договора, касающегося беженцев. Еще в 1963 г. Организация африканского единства (ОАЕ) приняла решение о необходимости заключения регионального договора в отношении беженцев, в котором бы учитывалась специфика Африки. Результатом этих усилий стала Конвенция ОАЕ 1969 г. о регулировании конкретных аспектов проблем беженцев в Африке. Она расширила сферу определения термина «беженец», включив в него тех лиц, которые были вынуждены покинуть свою страну не только вследствие преследования, но также в силу внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок либо в одной из частей, либо во всей стране их происхождения или гражданской принадлежности.
Латинская Америка. В 1980-е гг. рост гражданских конфликтов в Центральной Америке привел к массовому исходу почти 1 млн человек. Массовые потоки беженцев создавали серьезные экономические и социальные проблемы для тех стран, на территории которых они размещались. В этой связи в 1984 г. государства Центральной Америки, а также Мексика и Панама приняли декларацию. В ее основе лежит определение ОАЕ, но с добавлением дополнительного критерия, касающегося массовых нарушений прав человека. Картахенская декларация по вопросам беженцев не имела обязательной юридической силы, но она позволила заложить основу политики в отношении беженцев в регионе и была включена в национальное законодательство целого ряда государств.
|
|
Расширенные определения понятия «беженец», содержащиеся в Конвенции ОАЕ и Картахенской декларации, распространили международную защиту на более значительное число лиц, на которых не распространялось действие Конвенции 1951 г. Это обстоятельство, особенно в ситуациях массового притока беженцев, позволило оказать правовую, экономическую, социальную помощь более значительному количеству людей. Одновременно с этим данный шаг привел к возникновению новых сложностей, поскольку лицо, признаваемое беженцем в одном регионе, не обязательно считалось таковым в других регионах.
Европа. Совет Европы (межправительственная организация, членами которой в настоящее время являются 41 европейское государство) принял в 1950—1980-х гг. ряд документов по вопросам беженцев. Среди них:
· Европейское соглашение об отмене виз для беженцев;
· Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев;
· рекомендация 773 (1976 г.) о де-факто беженцах;
· рекомендация 817 (1977 г.) о праве на убежище;
· Декларация о территориальном убежище;
|
|
· резолюция 14 (1967 г.) опредоставлении убежища лицам, находящимся под угрозой, и др.
После окончания «холодной войны» и распада СССР число лиц, желающих получить убежище в странах Западной Европы, значительно возросло. Вследствие этого правительства западноевропейских стран начали вводить разнообразные правила и нормы, призванные предотвратить нежелательное проникновение лиц, которые могли бы просить убежища. Усиливаются штрафные санкции против авиа- и судоходных компаний, перевозящих «подозрительных» пассажиров; применяются подходы, в соответствии с которыми чиновники имеют право депортировать ищущих убежища, прибывших транзитом через другое государство (в соответствии с правилом «безопасной третьей страны»). Некоторые государства высылают даже тех, кто действительно является беженцем.
Гармонизация национальных подходов и правил в отношении тех, кому разрешается ходатайствовать о предоставлении убежища в Западной Европе и получать его, началась с принятия в июне 1990 г. Дублинской конвенции. Она определяет государство, ответственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств—членов Европейского Союза (ЕС). Конвенция устанавливает, что лишь одно из государств—членов должно нести ответственность за рассмотрение ходатайства того или иного лица, ищущего убежища, и принятие решения по нему с тем, чтобы не допустить неконтролируемых передвижений мигрантов.
В ноябре—декабре 1992 г. министры юстиции и внутренних дел стран ЕС приняли две необязательные для выполнения резолюции и одно заключение: «Явно необоснованные заявления о предоставлении убежища», «Согласованный подход к решению вопросов, касающихся принимающих третьих стран» и «Заключения по странам, в которых в целом отсутствует серьезная угроза преследований». В ноябре 1994 г. было принято типовое соглашение о повторном приеме, позволяющее направлять беженцев обратно в те страны, через которые они проехали транзитом по пути в государства ЕС. Такие двусторонние соглашения члены ЕС могут заключать со странами, не входящими в него. После этого было подписано большое число таких соглашений. В марте 1996 г. была выработана «Единая позиция по согласованному применению определения термина «беженец» в Женевской конвенции». Она касается толкования определения беженца и позволяет государствам использовать ограничительный подход, в соответствии с которым из числа беженцев исключаются лица, пострадавшие от «преследования негосударственных сил». В июне 1997 г. было заключено Соглашение о Европейском Союзе II (Амстердамское), на основании которого выработка политики по вопросам предоставления убежища и иммиграции и разработка обязательных для выполнения документов в этих областях передается в ведение ЕС.
Международное право, межправительственные соглашения и рекомендации международных организаций затрагивают правовое положение многих категорий мигрантов. Среди них в последние годы наибольшим вниманием отмечена трудовая миграция. Правовое положение трудовых мигрантов определяют не только межправительственные соглашения, но прежде всего документы, принятые под эгидой Международной организации труда (МОТ).