В основу систематизирующей деятельности в ходе тематической смены мы закладываем:
• коллективную творческую деятельность, основанную на свободном самоопределении ребенка и обеспечивающую широкое поле для самореализации личности на многовариантной основе;
• образовательную деятельность в рамках обучения основам психологических знаний и подходам к культуре общения и взаимоотношений;
• игровую деятельность как оптимальный природосообразный способ вхождения подростка в жизнь, его социальной адаптации;
• общественно полезную — краеведческие мероприятия, "тимуровская" помощь, спортивно-оздоровительные мероприятия и общественнозначимый труд.
Каждый подросток в соответствии со своими желаниями, умениями, интересами попадает в позицию то организатора, то участника, а то и автора какого-то дела. В плане смены ("Навигационной карте") — коллективные творческие дела, мастерские и клубы, соревнования и смотры, встречи с интересными людьми.
Важно, чтобы подростки стали участниками общего творения. Здесь каждый может попробовать испытать себя в разных делах и системах отношений, в разных социальных ролях и конкретных позициях.
|
|
Участниками игры становятся все подростки и взрослые, находящиеся в лагере. Им присваивается статус "кладоискателей" и предстоят приключения — действительные и виртуальные. На пути к "кладу" нужно обследовать, "перекопать" и "перелопатить" уголки своей души, своих знаний и умений, попробовать поставить себя на место другого, "влезть в его шкуру", примерить его "одежды" и найти свое место в деле общего успеха.
Ролевая игра имеет свои законы, принципы построения, алгоритм действия и собственную систему координат, которая предполагает объемную модель игрового плана. Именно эта модель позволяет обеспечить многовариантность игры. Кроме того, сюжетно-ролевая игра позволяет использовать некоторые психологические приемы и методы. Речь идет прежде всего об эмпатии (способности к сопереживанию, эмоциональной идентификации и пониманию психологического состояния другого человека), рефлексии (процессе анализа и самоанализа), методике выбора и т.д.
Сюжетно-ролевая игра предполагает два уровня целеполагания: цель в игре для подростка и цель для педагога. Цель подростка и цель для педагога. Цель подростка — осознать себя и свою значимость в окружающей действительности, проверить себя и свою значимость в окружающей действительности, проверить себя и свои возможности через игру. Ему нужно "проложить свою дорогу Успеха" на пути к "Острову сокровищ". Цель же педагога в этой игре — воспитать в детях милосердие, чувство сопереживания, терпимость, создать условия реализации их творческих возможностей и для проживания каждым подростком — участником смены — ситуации Успеха.
|
|
В тематический период "Игра в Себя" происходит запуск игры: объясняется суть, выбираются роли, создаются имиджевые атрибуты. Каждый "кладоискатель" получает индивидуальную визитную карточку. Она выглядит так.
По мере участия "кладоискателя" в игре заполняется "Моя дорога Успеха" в знак признания его заслуг. На визитке появляются символы в виде разнообразных вымпелов, сообщение о том, что наш "кладоискатель" достиг определенных успехов и его имя остается в истории "Острова сокровищ".
В подростковом возрасте важно научиться что-то делать для себя: писать стихи или играть на гитаре, бросать мяч или плавать. И в процессе такого научения можно совершить ошибки, будучи избавленным от ответственности за них. Замысел блока "Игра в Себя" основан на том, что можно экспериментировать с собственным поведением, выдумывать свою жизнь, исследовать какие-то альтернативные варианты, решая сложные жизненные задачи. Более того, игру в самого себя можно вести наедине с собой и вместе с другими, она как бы провоцирует, подталкивает к принятию самостоятельных творческих решений. И тогда игра предстанет как некая неопределенность, выражаемая в том, что невозможно однозначно предсказать очередной ход, дальнейшее развитие, да и сам результат, которого с практической точки зрения может и не быть. Когда подросток играет для себя, на первый план выходят собственно деятельностные мотивы.
На первом этапе подросток выбирает хобби-класс, мастерскую и знакомится с тем, чего раньше не умел и что значимо для раскрытия его творческих способностей.
Хобби-классы:
"Турист" — посещение уголков природы, овладение техникой туризма;
"Мастер" — оздоровительные занятия, уроки самозащиты;
"Патриот" — встречи и беседы с интересными людьми; "Хозяин" — занятия общественнополезной деятельностью; "Друг" — тренинги оказания психологической помощи и поддержки.
Мастерские:
"Игровых дел мастер" — здесь обучаются методике проведения игровых программ и деловых игр.
"Хорошие манеры на живых примерах" — для всех, кто желает познакомиться с правилами и нормами поведения в области этикета.
"Спортивные победы" — отработка навыков спортивных игр и плавания.
"Мой мир" — тренинги любителям психологии и философии.
"Студия А" — разучивание любимых песен, исполнение их, игра в спектаклях и др.
Итогами первого тематического периода "Игра в Себя" станут выставки творческих работ, личностные турниры, соревнования. На следующем этапе ебята объединяются по 5 человек в бригады.
Замысел тематического периода "Игра в Других" строится на том, что надо много играть в других чтобы начать успешно в себя.
Это игра Я в "не Я", в другого. В этот период начинают работать и творческие лаборатории:
"Посиделки" — место встречи девочек, где за рукод* лием с песней и чаепитием можно поговорить о девичьих заботах и желаниях, решать проблемы.
"Клуб мальчишек" — только для мальчиков, желающих обсудить мужские проблемы, решать мужские дела.
"Пять шагов к себе" — здесь можно научиться общению со сверстниками, умению лучше понимать друг друга.
Клуб "Умников и умниц" — место, куда приглашаются все те, кто хочет принять участие в тематических и интеллектуальных играх; научиться их проводить и создавать, показать свои умения в делах других.
"Вятская завалинка" — отрядные путешествия, общественно полезные дела для окружающих (тимуровская и волонтерская работа).
|
|
Ключевое дело этого периода — организация "Отрядных театров". Для этого выбираются два-три художественных произведения (пьесы, сказки, стихи и т.д.), коллективно осмысливаются и инсценируются в целостной композиции — обязательно с демонстрацией ситуации Успеха в эпилоге. Коллективное соавторство приветствуется и поощряется.
Третий тематический период — "Игра на коллективный Успех".
В ходе этого периода задача подростка в том, чтобы стать частью команды, не растворяясь, не теряя самого себя. Чтобы достичь Успеха в выполнении поставленных задач, необходимы взаимная поддержка, взаимопомощь и сотрудничество.
Основная тема периода — "Пещера Али-Бабы". Цель — добраться до пещеры и получить сокровища. Чтобы добраться до пещеры Али-Бабы, необходимо:
• зарабатывать вымпелы — знаки отличия на свои бейд-жи-визитки. Чем больше в отряде сумма знаков отличия, тем больше будет у команды отрыв во времени старта к пещере, хранящей сокровища Али-Бабы;
• путешествие "За Синие горы". Пещера Али-Бабы находится за Синими горами, которые нужно обойти. По утрам во время "Утренника" представитель каждого огонька бросает кубик, при этом каждый отряд получает пакет с заданием, которое необходимо выполнить в течение дня. Задания разные, оцениваются по степени сложности, поэтому перед подростками есть выбор в выборе задания. Отряд может отказаться от задания и заработать наивысший балл, тогда он должен совершить "подвиг" — придумать, найти и сделать общественно значимое дело, которое оценивает назначенный совет лагеря;
• накануне дня старта "Большой гонки" за сокровищами все отряды участвуют в интеллектуальной игре "Детектив" и зарабатывают фрагменты карты, указывающей место расположения пещеры Али-Бабы.
Время старта у каждого отряда индивидуальное и определяется числом знаков отличия в отряде и количеством заработанных баллов.
|
|
В пещере Али-Бабы находятся 5 сундуков (по количеству отрядов-участников) с сокровищами различной ценности.
Команда, прибывшая в пещеру раньше других, имеет право выбрать любой сундук. Команда, которая пришла в пещеру последней, забирает оставшийся сундук.
Главный педагогический смысл мероприятий этого периода — создать условия для социальных проб подростков в имитируемой социально-игровой ролевой деятельности или создать ситуацию выбора способа решения социальной игровой проблемы. И здесь важная роль отводится ситуации Успеха. Если ребенок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышаются.
Календарный план мероприятий
("Навигационная карта")
Распорядок дня работ лагеря "Успех содружества" 8.00 — подъем
8.10 — "сильные духом" (оздоровительные занятия, утренний туалет)
9.00 — завтрак
9.30-12.00 — работа мастерских, хобби-классов
12.00-13.00 — обед
13.00-14.30 — отрядное время (подготовка к мероприятиям, общественно-полезные дела, спортивно-туристические мероприятия)
14.30-16.30 — тематические мероприятия согласно плану
16.30-17.00 — полдник
17.00-18.30 — отрядное время
18.30 — ужин
19.00-22.00 — тематические меропр
22.00 — "вечерний огонек"
22.30 — отбой
9.30-12.00 — Хобби-классы | ||||
13.00-14.30 — отрядное время | ||||
14.30-16.30 —ВПИ "Дом, который построим мы" | КТД "Стартиней- джер" | ВСИ "Орленок" | ЗОЖ Акция "Против наркотиков, курения и алкоголизма" | |
19.00-22.00 — "Презентация" | "Книга рекордов лагеря" | Конкурс патриотической песни | КТД "Я выбираю жизнь" | |
9.30-12.00 — творческие мастерские | ||||
13.00-14.30 — отрядное время | ||||
14.30-16.30-ВПИ "России верные сыны" | КТД "Тропа к генералу" | СИ "Школа выживания" | ВИИ "Поле русской славы" | |
19.00-22.00 Встреча с интересным человеком | КТД "Я и мои друзья" | Тренинги общения "Эксклюзив" | Тимуровская помощь пожилым | |
9.30-12.00 — творческие лаборатории | ||||
13.00-14.30 — отрядное время | ||||
14.30-16.30 — ВПИ; "Равнение на Победу" | КТД "Остановка по требованию" | ЗОЖ "Чемоданчик курящего" | КТД "Звездный небосвод" (В течение всего дня) | |
19.00-22.00 Встреча с интересным человеком | "Ты — мне, я — тебе" (театрализованное представление) | "По родному краю" (вечерний поход) | ||
9.30-12.00 — творческие лаборатории | ||||
13.00-14.30 — отрядное время | ||||
14.30-16.30 Выступление в лагере ЦСПСД | Итоговое мероприятие "Пещера Али-Бабы" | |||
19.00-22.00 ЗОЖ "Вместе против насилия" | ||||
ВПИ — военно-патриотическая игра
ЗОЖ — здоровый образ жизни
СИ — спортивная игра
ВИИ — военно-историческая игра
КТД — коллективные творческие дела
ВСИ — военно-спортивная игра
Результативность программы оценивается по 5 основным критериям:
социальному — развитие лидерских качеств, лидерских умений подростков; готовность к социально значимой деятельности, общественнополезному труду;
о бразовательному — пополнение знаний подростков о физиологии, психологии возраста, обучение методам работы в коллективе;
культурному — закрепление навыков культуры мира и ненасилия, форм поведения в обществе, правил общения с внутренним и внешним миром;
патриотическому — чувство любви к России, гордости за свою малую родину, своих соотечественников;
оздоровительному — закрепление навыков здорового образа жизни, обучение формам самозащиты, психологическим методам самопомощи и взаимопомощи.
Оценка результатов работы по ходу проекта будет определяться через:
1.Ежедневные мониторинги оценки собственных дел подростков "Моя дорога Успеха".
2.Показатели участия "бригад" в ходе выполнения заданий и мероприятий.
3.Ежедневные индикаторы настроения.
4.Ведение дневника дня лагеря.
В начале и по завершении работы лагеря будет проведено анкетирование по ожиданиям и результатам пребывания подростков в лагере, которое даст возможность:
1) учесть интересы и склонности ребят при организации и проведении мероприятий лагеря;
2) определить уровень отношений и общения среди подростков и взрослых;
3) сопоставить имеющиеся и полученные в ходе работы лагеря результаты реабилитационной деятельности;
4) определить уровень ребят и их готовности к волонтерской работе.
Отчет о работе лагеря будет обсужден на очередном заседании комиссии по делам несовершеннолетних, межведомственных координационных советах администраций г. Вятские Поляны и Вятскополянского района.