Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. Нужно помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой -активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.
Движущие силы психического развития - это про-тиворечия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и ^сформированными умениями и навыками.
Факторы психического развития- то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними - биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.
|
|
Предпосылки психического развития - то, ч т о ока- зывает опредленное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития. Внешними предпосылками выступают качество и особенности воспитания человека, внутренними - активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности.
Уровни психического развития — степень и показатели психического развития человека в процессе V и на различных этапах формирования его личности.
Уровень актуального развития личности - п о к ал зи ач та ею л ьт,с я резкостью, порывистостью, ослаблен ин-характеризующий способность человека. Он свиде- стинкт самосохранения. Меланхоликов отличают тельствует о том, каковы обученность, навыки и уме- стесненность в движениях, колебания и осторожность ния личности, какие ее качества развиты. Уровень в решениях. Холерики - наиболее конфликтные лич- ближайшего развития личности - показатель тогон чо тс оти. В зависимости от типа высшей нервной дея-человек не может выполнить состоятельно, но с чем тельности люди изначально предрасположены к до- |
он справляется при небольшой помощи.
Полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности определяются:
1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека - это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;
|
|
2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;
3) степенью осознанности человеком своего места в обществе;
4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо легкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью;
5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.
минированию определенных эмоций.. Социально-психологические характеристики личности дополняются ее'экстравертивностью или интро-вертивностью. Экстраверсия указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость. Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными.
Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами. Ист ш кты - фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим. Из доминирования
инстинкта вытекает первичное различие людей. Типы людей по доминированию инстинкта: 1)эгофильный тип - доминирует самосохранение; 2)генофилъный тип — инстинкт продолжения рода;
3) альтруистический тип - инстинкт альтруизма; ^исследовательский тип - инстинкт исследования; 5)доминантный тип - инстинкт доминирования;
6) либертофильный тип - и нети н кт свободы;
7)дигнитофильный тип - инстинкт сохранения достоинства.
Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:
1) направленность (установки, интересы, потребности); 2)способности; 3) темперамент и характер.
Вслед за Дж. Ми дом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: /, те, эе/СИх интерпретация: 1)/(дословно - «я») - это импульсивное, активное,
творческое, движущее начало личности; 2)те (дословно - «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) - это рефлексивное нормативное «я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий-требований значимых других людей и прежде всего «обобщенного другого». Рефлексивное «я» контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения ин-■ дивида, осуществления социального взаимодействия; 3) se / f /«самость» человека, личность,' личностное «я») - совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие. Личность интеракционистами трактуется как активное творческое существо, способное оценивать и конструировать собственные действия.. Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе. Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления раз-личных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов. Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а их причина заключается в личности.
10. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
1 1. СТЕРЕОТИПЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ