Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

J 6. ПОНЯТИЕЛИЧНОСТИ




: В социальной ПСИХОЛОГИИ

| Личность- это сознательный и активный человек, Iимеющий возможность выбирать тот или иной образ Iжизни. Все зависит от личностных и психологических

качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Социально-психологические особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складываю­щихся в процессе производства и потребления мате­риальных благ. Процесс формирования личности про­исходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, ми­ровоззрение, индивидуальные и социальные установ­ки.

На психологию личности влияют и отношения лю­дей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, тру­ду, людям, собственным качествам. В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. Личность - не только объект общественных отноше­ний, но и их субъект, т. е. активное звено.

Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общест­ва и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социаль­ной действительности, включенный во все отноше­ния последней, занимающийся своеобразным видом и наделенный специфическими инди-


Анатомо-физиологические особенности л и чноствиа -тельных процессов и делает акцент на процессе
Общественно полезная деятельность - это труд, ничить лишь с известной долей условности, посколь- в условиях которого развивается человек и формиру- ку все они исследуют человека в группе, обществе, ются его важнейшие качества. мире.

видуальными и социально-психологическими особен­ностями.

Развитие личности обусловлено разными фактора­ми : своеобразием физиологии высшей нервной дея­тельности , анатомо-физиологическими особенностя­ми, окружающей средой и обществом, сферой деятельности

Своеобразие физиологии высшей нервной деятель­ности личности - это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообраз-ных характеристиках: соотношении процессов возбуж­дения и торможения в коре головного мозга, прояв­лении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказы­вающей серьезное влияние как на его психику и пове­дение, так и на подверженность последних действи-ям обстоятельств и других людей.




Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и об­щество.

Макросреда - общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда - группа, микрогруппа, се­мья и так далее - также является важной детерми-нантой формирования личности. В микросреде закладываются важнейшие нравственные и мораль­но-психологические характеристики человека, кото­рые необходимо учитывать, а также совершенство­вать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.


Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной актив­ности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала челове­ка как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возмож­ности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тен­денция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизмтрактует социальное поведение че­ловека как совокупность преимущественно позна-

познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психи­ческих процессов (памяти, внимания и т. д.). Пробле­ма когнитивизма - принятие решений человеком. Представители когнитивной школы {Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его форми­рования.



Интеракционизм(позднее символический инте-ракционизм) исследовал проблемы социального ас­пекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракцио-низма: личность всегда социальна и не может фор­мироваться вне общества. Особое значение прида­валось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Большинство психологических школ можно разгра-


частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда иссле­дователь имеет дело с большим массивом информа­ции.

Опросы - распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Обычно критические замечания по этому методу выражаются в недоуме­нии по поводу того, как же можно доверять информа­ции, полученной из непосредственных ответов испы­туемых, по существу из их самоотчетов. Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Глав­ные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь - логика построения.

Чаще всего в социальной психологии применяют личностные тесты, реже - групповые тесты. Тест -это особого рода испытание, в ходе которого испытуе­мый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах но­сят косвенный характер. Смысл последующей обра­ботки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными пара­метрами.

Эксперимент — один из основных методов иссле­дования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естест­венный. Для обоих видов существуют некоторые об­щие правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором незави­симых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.



8. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ , ТИПЫ ЛИЧНОСТИ Составляя социально-психологическую характе­ристику личности, необходимо учитывать соматофи-зиологические особенности. Анатомо-физиологичес-кая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств. Существуют три социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники. Пикники отличаются высокой степенью межличност­ной контактности и адаптируемости к социальной сре­де; стремлением строить определенным образом от­ношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими. Атлетики общительны и социально активны, стремятся быть в центре вни­мания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью. Астеники малообщительны, сдержанны в сотрудни­честве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального поло­жения, страдают клаустрофобией. Составляя социально-психологическую характери­стику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нерв­ной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холе­рикам, меланхоликам. Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью. Флегматикам совер­шенно чужда тревога. Их состояние - спокойствие, тихая удовлетворенность. Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, V трезво оценивают свое место. Действия холериков от-




Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 790; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10163 - | 7208 - или читать все...

 

54.161.118.57 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.