Уровни и функции общения

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения - фатический (от лат. fatuus - «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в усло­виях, когда общающиеся особенно не заинтересова­ны во взаимодействии, но вынуждены общаться. Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания. Иногда это уровень обозначают как кон­венциональный (конвенция - «соглашение»).

Следующий уровень общения - информационный. Происходит обмен интересной для собеседников ин­формацией, являющейся источником каких-либо ви­дов активности человека (мыслительной, эмоцио­нальной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны

и постижению

сущности другого человека. Личностный, или духов­ный, уровень характеризует только такое общение, ко­торое нацелено на активацию позитивного отноше­ния самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Функций общения определяются по различным кри­териям: эмоциональному, информационному, социали­зирующему, связующему, самопознания (А. В. Муд- инструментальному,


осознания, самоопределения (А. Б. Добрович), спло­чения, инструментальному, трансляционному, самовыра­жения (4. А. Брудный), контактному, информационно­му, побудительному, координационному, понимания, змотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.

Если рассматривать общение в определенной систе-ме отношений, то можно выделить совокупность групп функций.

1. Психологические функции обусловливают разви­
тие человека
как индивида и личности. В условиях
общения многие психические процессы протекают
иначе, чем в условиях изолированной индивидуаль­
ной деятельности. Общение стимулирует развитие
мыслительных процессов (когнитивная деятель­
ность), волевых процессов (активность), эмоциональ­
ных процессов (эффективность).

2. Социальные функции д,етерминируют развитие об-
щества
как социальной системы и развитие групп как
составных единиц этой системы. Интеграция общест­
ва возможна только при условии наличия общения во
всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют много­
численные связи между человеком и миром в самом
широком смысле слова; между различными социаль­
ными группами

Концептуальная идея такого деления функций ле­жит в представлении о взаимосвязи человека с об­ществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек - деятельность - общество.


между несколькими субъектами в группе. Однако не­посредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимо­действия лично знают друг друга. Прямое непосред­ственное общение является двусторонним и характе­ризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное, или косвенное, общение проис­ходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут пись­ма друг другу.

К особому виду общения относится массовое об­щение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудито­рии.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Поскольку многие'средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержа­ния информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальней­шем определяют их социальные поступки.


ся в межличностных ролях, целиком зависят от инди­видуальных особенностей участников, их предпочте­ний. В отличие от конвенциальных ролей большин­ству межличностных ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Хотя нет совершенно одинаковых систем межлич­ностных отношений, бывают повторяющиеся ситуа­ции, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли. Среди межличностных ролей, # возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагает­ся испытывать друг к другу. В семье, например, кон-венциально определены отношения между матерью и сыновьями.

Участвующие в согласованном действии люди одно­временно взаимодействуют на языке двух систем жестов. Как исполнители конвенциальных ролей они пользуются конвенциальными символами, являющи­мися объектом социального контроля. В то же время особая личностная ориентация каждого действующе­го лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно опреде­лена и он имеет некоторую свободу выбора. Проявле­ние личностных черт в свою очередь вызывает ответ­ные реакции, часто бессознательные. Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.



3 1. КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: