Социально-психологические аспекты развития группы

Динамические процессы характеризуют ситуацию в группе. Характер изменений, которые происходят в малой группе, можно проследить при рассмотрения проблем развития группы.

Идея развития группы была обозначена в психо­аналитической концепции. Толчок дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго».

Возникла теория развития группы Г. Шеппарда. Она построена на осмыслении процессов, которые происходят в группах тренинга. Идея развития груп­пы: выделяются две фазы, на каждой из которых груп­па решает определенный набор проблем. Каждая группа может по-разному реализовать общую модель развития: демонстрировать отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной со цели. Соприкосновение с реальными группами заста-

CD

вило авторов обратить внимание на ту сторону функ­ционирования группы, которая ранее не исследова­лась.

Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели понятие «со­циализация группы», при помощи которого по анало­гии с процессом социализации индивида рассматри­вается процесс группового развития.

Критерии, на основе которых можно сравнивать раз­личные стадии в развитии группы: оценивание (це­лей группы, ее положения среди других групп, значе­ния целей для ее членов); обязательства группы по I о т н оше н и ю к членам); преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней). На основе критериев фиксируются периоды в жизни группы и со­ответствующие им позиции членов.

Сочетания периодов и позиций отражены в предло­женной М.


53. ФЕНОМЕН ГРУППОВОГО ДАВЛЕНИЯ

Суть феномена давления группы на индивида со­стоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Этот феномен получил в социальной психологии наи­менование феномена конформизма. '

Чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто пси­хологическую характеристику позиции индивида отно­сительно позиции группы. Мера конформности - мера подчинения группе в том случае, когда противопо­ставление мнений субъективно воспринималось ин­дивидом как конфликт.

Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (под­линный конформизм), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Негативизм насту­пает в случае, когда группа оказывает давление на индивида, сопротивляющегося этому давлению и демонстрирующего независимость.

Негативизм не подлинная независимость, это спе­цифический случай конформности. Если индивид ста­вит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то фактически вновь зависит от группы, ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, т. е. быть привязанным к групповому мне­нию. Конформности противопоставлены самостоя­тельность, независимость.

Впервые модель конформности продемонстрирова­на в экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. На степень конформности влияют: менее развитый интеллект, более низкий уровень развития самосоз­нания и т. д. Степень конформности зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперимента и со-


X



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow