Практическая социальная психология в школе (Е.М. Дубовская, О.А. Тихомандрицкая)

Дубовская, Тихомандрицкая:

Практическая социальная психология применяется в маркетинге, политике, в экстремальных ситуациях, при работе с кадрами (персоналом организации), в рекламе, в школе.

Особенности практики в школе: проблемы педагогической, возрастной, медицинской и социальной психологии переплетены.

Работа в школе включает два принципиально различных вида работы, две стратегии:

1. Психологическое консультированиекоррекция уже сложившейся ситуации, помощь клиенту в адаптации к уже существующим условиям. Задача психолога – проникновение в особенности конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции.

2. Проектирование – создание проекта, прогнозирование будущей ситуации и закладывание в неё психологических условий для оптимального протекания определенной социальной деятельности. Задача психолога – выявление психологического содержания ситуации путём взаимодействия с педагогами.

Задача психолога – создание в школе условий, в которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий реальной ситуации в обществе; становиться личностью на основе возможности свободного выбора, самоорганизации и саморазвития.

Проблемы:

1) Педагогические коллективы не осознают глобальных проблем, сводя работу к устранению конфликтов и споров о правах учителя и учеников;

2) Организационные изменения (типа смены названия) воспринимаются педагогами как серьёзные инновации, которые должны тут же дать положительный эффект.

3) Нестабильность в обществе сказывается на индивидуальном, личностном уровне: повышение тревожности, деструкция социальной идентичности и пр.

4) Традиционная модель современной школы – манипулятивная: педагог – субъект, ученик – объект пед.воздействия. А нужно субъект-субъектное взаимодействие ребёнка и взрослого.

5) Психологическая подготовка учителей явно недостаточная, психологам, работающим в школе, надо восполнять эти пробелы.

Особенности консультирования в школе:

- Психолог – связующее звено между клиентом (ученик, учитель, родители) и узким специалистом.

- Часто у школьного психолога бывает одновременно два клиента: реальный – учитель (родитель), который просит помощи в работе с конкретным ребёнком, и потенциальный – этот ребёнок.

- Школьный психолог сам может выступить для себя заказчиком после проведения диагностики: он может видит возможные проблемы и потенциальных клиентов, может предотвратить кризисную ситуацию. Стирается грань между консультацией (коррекцией уже сложившейся ситуации) и проектированием (попыткой создать условия для оптимального развития ребёнка, для эффективности педагогической деятельности учителя, функционирования школы).

Школьная психологическая служба должна осуществлять работу, направленную на исправление уже сложившейся ситуации, а также создавать программы, которые обеспечили бы возможность избежать множества психологических ошибок, трудностей в педагогической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: