Дубовская, Тихомандрицкая:
Практическая социальная психология применяется в маркетинге, политике, в экстремальных ситуациях, при работе с кадрами (персоналом организации), в рекламе, в школе.
Особенности практики в школе: проблемы педагогической, возрастной, медицинской и социальной психологии переплетены.
Работа в школе включает два принципиально различных вида работы, две стратегии:
1. Психологическое консультирование – коррекция уже сложившейся ситуации, помощь клиенту в адаптации к уже существующим условиям. Задача психолога – проникновение в особенности конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции.
2. Проектирование – создание проекта, прогнозирование будущей ситуации и закладывание в неё психологических условий для оптимального протекания определенной социальной деятельности. Задача психолога – выявление психологического содержания ситуации путём взаимодействия с педагогами.
Задача психолога – создание в школе условий, в которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий реальной ситуации в обществе; становиться личностью на основе возможности свободного выбора, самоорганизации и саморазвития.
|
|
Проблемы:
1) Педагогические коллективы не осознают глобальных проблем, сводя работу к устранению конфликтов и споров о правах учителя и учеников;
2) Организационные изменения (типа смены названия) воспринимаются педагогами как серьёзные инновации, которые должны тут же дать положительный эффект.
3) Нестабильность в обществе сказывается на индивидуальном, личностном уровне: повышение тревожности, деструкция социальной идентичности и пр.
4) Традиционная модель современной школы – манипулятивная: педагог – субъект, ученик – объект пед.воздействия. А нужно субъект-субъектное взаимодействие ребёнка и взрослого.
5) Психологическая подготовка учителей явно недостаточная, психологам, работающим в школе, надо восполнять эти пробелы.
Особенности консультирования в школе:
- Психолог – связующее звено между клиентом (ученик, учитель, родители) и узким специалистом.
- Часто у школьного психолога бывает одновременно два клиента: реальный – учитель (родитель), который просит помощи в работе с конкретным ребёнком, и потенциальный – этот ребёнок.
- Школьный психолог сам может выступить для себя заказчиком после проведения диагностики: он может видит возможные проблемы и потенциальных клиентов, может предотвратить кризисную ситуацию. Стирается грань между консультацией (коррекцией уже сложившейся ситуации) и проектированием (попыткой создать условия для оптимального развития ребёнка, для эффективности педагогической деятельности учителя, функционирования школы).
Школьная психологическая служба должна осуществлять работу, направленную на исправление уже сложившейся ситуации, а также создавать программы, которые обеспечили бы возможность избежать множества психологических ошибок, трудностей в педагогической деятельности.