Эстетическое воспитание

Логическим заключением из всего сказанного о сфере эстетического и ее важнейшей роли, функциях и значимости для человека и человечества в целом должен стать вывод о значимости и необходимости эстетического воспитания человека. Сегодня проблема эстетического воспитания, разработка его методов и методик стала одной из главных проблем и задач в системе воспитания и образования всех развитых государств мира и многих международных организаций. В них существуют специальные институты и организации, которые профессионально занимаются этим вопросом как в теоретической плоскости, так и на практическом уровне. Здесь следует отметить только главное. Эстетическое воспитание — это целенаправленное развитие эстетического вкуса и творческих (особенно в художественно-эстетической сфере) способностей и наклонностей каждого конкретного человека, начиная с самого раннего возраста. Зачатки эстетического вкуса и интенции к творческой неутилитарной, прежде всего, деятельности — врожденный дар практически каждому человеку. Однако у большинства людей они находятся действительно в зачаточном состоянии и требуют активного развития и соответствующей ориентации.

Этим и призвана заниматься система эстетического воспитания, которая фактически должна пронизывать всю систему воспитания и образования человека от самого раннего возраста до зрелого. Идеально человек должен всю жизнь находиться как бы в ауре системы эстетического воспитания. В детстве воспитанием его вкуса на эстетически качественных образцах игрушек, книжек, игр, кино и телепередач, высокохудожественных произведений искусства должны заниматься родители и воспитатели детских учреждений (начиная с яслей и детского сада). В юности при правильном детском воспитании человек

110 Глава 3. Эстетическое

Глава 3. Эстетическое


сам начинает тянуться (испытывает потребность) к настоящим эстетическим (художественным) ценностям, к их восприятию и даже созданию. Здесь целенаправленное воспитание со стороны педагогов начинает дополняться самовоспитанием. И если на ранних этапах жизни воспитателям удалось поднять вкус и творческие интенции ребенка до достаточно высокого уровня, эстетический опыт становится его естественной потребностью и у него возникает стабильное желание к постоянному эстетическому самосовершенствованию. На этом этапе эстетическое воспитание перерастает в эстетическое самовоспитание, которое продолжается у эстетически развитого человека практически на протяжении всей его жизни, ибо не имеет верхнего предела.

Понятно, что и множество социальных институтов, так или иначе связанных с эстетической сферой — музеи, выставки, библиотеки, театры, кинопрокат, организация среды обитания, дизайн, градостроительная деятельность и т.д. и т.п., — на протяжении всей жизни человека влияют (иногда очень активно) на его эстетическое воспитание, развитие (или наоборот, притупление, искажение) его эстетического вкуса, которым в конечном счете и определяется эстетический опыт человека, его способности и возможности приобщаться к эстетическим ценностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: