Хронофотографические методы в отображении первого образа движения (американца Э.Д. Мьюбриджа и француза Э.Ж. Марея)[xv].
«Летящий галоп» коней первых моментальных фотографий - «фотография лжет» (Огюст Роден)[xvi].
Документальная природа фотографического образа, его особенности. Объективный характер. Принцип непосредственности, верности «натуре».
Обобщение фотографическим образом «документального»,16 «художественно-документального»17. Подчинение творческому замыслу. Единство психологической выразительности художественного фотообраза и его пластическая организованность.
О природе появления фотографического образа: «Именно эстетическое осмысление информации о факте, обращение документа в образ, судя по развитию исследовательской мысли в области фотографии, стало одним из коренных вопросов эстетики искусств, связанных со средствами массовой информации. Домысливание образа, рождаемого сочетанием фактов, информативных обозначений в снимке, рассматривается с некоторых пор в плане психологии творчества и эстетического восприятия как присущий фотографии признак»18.
Изменение фотографического образа - формирование стандартов фотовидения каждой эпохи:
- Фотографический образ в ремесленной, коммерческой фотографии XIX века (эффект точности).
- «Нерезкий стиль» пикториальной фотографии – эстетическая аксиома эпохи модерна в представлении о correspondences Шарля Бодлера (фотография – это часть общехудожественного процесса, в роли этюда, наброска, который будет переработан, трансформирован фотохудожником благородными техниками и превращен в художественное фотопроизведение).
- «Новая вещественность» и фотографический образ. «В будущем неграмотными скорее будут считаться люди, которые ничего не знают о фотографии, нежели те, что невежественны в искусстве письма» (Ласло Мохой-Надь). Акцент на резкофокусное, детализированное изображения, предметную часть, острые ракурсы.
- Популяризация фотографического образа. Камера как инструмент объективного свидетельства реальности.
Литература:
1. Михалков В.И., Стигнеев В.Т. – «Поэтика фотографии» Москва, Искусство, 1989г.
2. Барт Ролан «Camera lucida» Комментарий к фотографии. – Москва, Ad Margineum, 1997г.
РАЗДЕЛ 4. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОТОГРАФИИ