Темы рефератов:
1. Стоическая Эстетика и эпикуреизм.
2. Эстетика западноевропейского Средневековья.
3. Мораль эпохи Возрождения.
4. Основополагающие принципы картезианской этики.
5. Гипотетический и категорический императив И. Канта.
6. Мораль и нравственность в философии Г.В.Ф. Гегеля.
7. Дж. Остин – создатель позитивной морали.
8. Модели должного морально-правового поведения в философии И. Бентама.
9. Моральные проблемы в русской литературе XIX века.
10. Эстетика «разумного эгоизма» Н.Г. Чернышевского.
11. Нравственная философия В.С. Соловьева.
12. Философский имморализм Ф. Ницше.
13. Эстетика ненасилия Л.Н. Толстого.
14. Морально-правовая концепция Л.И. Петражицкого.
15. Дионисийский этос в творчестве Вяч. Иванова.
16. Абсолютное добро в философии Н.О. Лосского.
17. Этико-криминальные проблемы в психоанализе. З. Фрейд «Достоевский и отцеубийство».
18. Психологические проблемы этики во взглядах Э. Фромма.
19. Эстетика капитуляции в романах Ф. Кафки.
20. Наслаждение и долг в творчестве С. Кьеркегора.
21. Д.С. Салас о морали XXI века.
22. Гуманизм как этический принцип в мировой истории.
23. Моральное сознание личности и проблема выбора.
24. Свобода и ответственность.
25. Альтруизм и эгоизм как нравственные системы ценностей.
26. Жестокость как устрашающее свойство человеческой природы.
27. Метафизические и онтологические признаки зла.
28. Подростковая преступность и деликвентная мораль в современном обществе.
29. Проблемы наказания и казни. Этический аспект.
30. Конвенциальная Эстетика третейского суда.
31. Добро, великодушие, моральная чистота в русской духовной культуре.
32. Любовь и сострадание – основа нравственной жизни.
33. Эстетика межнациональных отношений.
34. Добродетели и пороки в современной России.
35. Эстетика как наука и феномен культуры.
36. Философско-эстетический образ мира в античной мифологии.
37. Аристотель – первый теоретик эстетики.
38. Основные проблемы античной эстетики.
39. Аполлоновское и дионисийское начала.в культуре.
40. Эстетика Аврелия Августина.
41. Эстетика западноевропейского Средневековья.
42. Красота в воззрениях Ф. Аквинского.
43. И. Сина о поэзии как «речи действующей на воображение».
44. Древнерусская эстетика.
45. Абсолютизация человеческой личности в эстетике Возрождения.
46. Пропорция, симметрия, перспектива в эпоху Возрождения.
47. Влияние творчества Леонардо да Винчи на последующее развитие эстетической мысли.
48. Теория реалистического искусства в эстетике Г.Э. Лессинга.
49. Эстетика европейского Просвещения. Основные идеи.
50. Природа в эстетике романтиков.
51. Реализм в философии искусства.
52. И. Кант о прекрасном и возвышенном.
53. Природа в философии искусства Ф.В. Шеллинга.
54. Абсолют и красота в философии Г.В.Ф. Гегеля.
55. Сила и красота в творчестве В. Соловьева.
56. Эстетика отца П. Флоренского.
57. Символизм в мировоззрении А. Белого.
58. Эстетическая программа имажинизма.
59. А Лосев о художественной форме.
60. Воображение и фантазия в психоанализе З. Фрейда.
61. Геленовская теория фантазии.
62. Х.Г. Гадамер об актуальности прекрасного.
63. Эстетический феномен игры в творчестве Г. Гессе.
64. Эстетическая экзистенция буддизма.
65. Христианский канон и художественный символ.
66. Эстетическое своеобразие ислама.
67. Красота, гармония, прекрасное.
68. Эстетика безобразного в мировой культуре.
69. Пространство и время в искусстве и эстетике.
70. Эстетическая ценность комического.
71. Стиль в искусстве.
72. Эстетика барокко.
73. Классицизм в эстетике.
74. Авангард, модернизм и постмодернизм.
75. Виртуальная реальность в постнеклассической эстетике.
Требования к написанию рефератов:
Реферат – это самостоятельная творческая работа, цель выполнения которой является совершенствование навыков работы с учебной, методической и научной литературой; закреплении знаний по курсу Эстетика и эстетика; выработка понимания и критического осмысления исторических процессов.
Реферат должен иметь следующую структуру:
– титульный лист;
– содержание;
– введение;
– основная часть;
– заключение;
– список использованных источников и литературы.
Реферат выполняется на компьютере в одном экземпляре и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги:
– размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм);
– поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм;
– шрифт – 14 пт (пунктов) в основном тексте, 12 пт в сносках;
– междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках;
– форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине»;
– красная строка – 1,5 см.
Общий объем работы должен составлять примерно 15 – 20 страниц текста.
Список источников и литературы представляет собой перечень тех библиографических источников, которые использовались при написании реферата. Он включает в себя не менее 10 наименований, расположенных в алфавитном порядке по разделам в следующей последовательности:
1. Список источников.
– законодательные;
– делопроизводственные;
– источники личного происхождения (мемуары, воспоминания, письма)
2. Список литературы.
– монографии;
– диссертации и авторефераты диссертаций;
– периодические издания;
– электронные ресурсы
– справочные издания.
Тезаурус:
Этические понятия:
§ Абсолютизм (этический), авантюрная мораль, автономная Эстетика, авторитаризм, аксиология, антропологическая аксиома, априорные основания нравственности, аскетизм.
§ Благо, благотворительность.
§ Вина (нравственная), воля моральная, воля правовая, выбор моральный.
§ Гедонизм, геростратовская дерзость, гуманизм.
§ Делинквентная мораль, деонтология, добро, добродетель, догматизм, долг, достоинство, духовность.
§ Жестокость.
§ Заповеди Нагорной проповеди, зло.
§ Идеал нравственный, имморальность, императивы Канта.
§ Картезианская Эстетика, конвенциальная Эстетика, консенсус морально-правовой, конформизм.
§ Месть, метафизическая Эстетика, мизантропия, милосердие, мистицизм, мораль.
§ Наказание, насилие, натурализм, нигилизм, нирвана, номос, нонконформизм, нравственность, нравы.
§ Остракизм, оптимизм, ответственность.
§ Парадокс, пессимизм, польза, порок, прагматизм, пуританство.
§ Релятивизм, ресоциализация, рефлексия, ригоризм.
§ Санкция, свобода нравственная, скептицизм, совершенствование (нравственное), совесть, софистика, справедливость, стоицизм, счастье.
§ Табу, талион, толерантность.
§ Утилитарная Эстетика.
§ Честолюбие.
§ Фарисейство, фатализм, феминизм, фрустрация.
§ Цинизм.
§ Хамство.
§ Экстаз, эвдемонизм, эмансипация, эвтаназия, эгоизм, эпикуреизм.
Эстетические понятия:
§ Абстракционизм, абсурд, авангардизм, академизм, акмеизм, акционизм, амбивалентность, ампир, античная эстетика, архетип, архитектура.
§ Балет, барокко, безобразное, боди-арт, буффонада.
§ Виды искусства, вкус эстетический, возвышенное.
§ Гармония, гедонизм, героическое, гиперболизация, готика, грация, гротеск.
§ Дадаизм, декадентство, драма.
§ Жанр, живопись.
§ Игра, идеал эстетический, идеализация, идея, изобразительное искусство, изящное, имидж, импровизация, ирония, искусство.
§ Канон, катарсис, киноискусство, кич, классицизм, комическое, конструктивизм, красота, кубизм, культура эстетическая.
§ Лаконизм, лирика, лэнд-арт.
§ Маньеризм, массовая культура, метафора, мимесис, минимализм, мифология, мода, модернизм, монументальное искусство, музыка.
§ Народное искусство, наслаждение эстетическое, низменное, нонсенс.
§ Образ, оригинальность.
§ Патетика, пафос, перформенс, поп-арт, постмодернизм, прекрасное, пространство и время в искусстве, публика.
§ Реализм, Ренессанс, ритм, рококо, романтизм.
§ Сатира, сентиментализм, символизм, синтетические искусства, скульптура, совершенство, стиль, супрематизм, сюжет, сюрреализм.
§ Талант, танец, тема, трагическое.
§ Ужасное.
§ Фантастическое, фольклор, формализм, функционализм, футуризм.
§ Хореография,
§ Ценность эстетическая.
§ Шедевр.
§ Экспрессионизм, эстетика.