Тема 6. Развитие русской эстетической мысли

Эстетические взгляды русских религиозных мыслителей. Эстетика Н.В. Гоголя и В.С. Соловьева. Расхождение эстетической и моральной сферы («Невский Проспект», «Тарас Бульба»). Теургическая задача искусства. Синтез истины, добра и красоты в эстетике Вл. Соловьева. Философские вопросы религиозного искусства П.А. Флоренского.

Эстетика русских радикалов. Влияние гегелевских «Лекций по эстетике» на мировоззрение В.Г. Белинского. Что «прекрасно по своей сущности, по своим элементам»? Задача «истинной эстетики». О воспитании художественного вкуса («чувства изящного»). «Прекрасное есть жизнь» – основное положение в эстетике Н.Г. Чернышевского. «Фактопоклонство» Д.И. Писарева. Н.К. Михайловский как противник «чистого искусства» и «бесстрастной анатомии».

Эстетика Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. «Искусство всегда современно действительности» для Ф.М. Достоевского. Тема взаимоотношения Бога и человека, Бога и мира. Эстетическое воспитание человека через красоту отраженную в искусстве. Реализм и «художественная правда». Эстетические взгляды Л.Н. Толстого. «Религиозное сознание своего времени» как критерий истинности искусства.

Эстетика русского символизма. Русский символизм рубежа XIX – XX вв. как особое направление эстетики. «Пересоздание жизни» в творчестве А. Белого, В. Брюсова, Вяч. Иванова. Критика советской публицистики в журнале «Весы».

Тема 7. Эстетика в неклассической философии.

Эстетика психоанализа. Фантазия в психоаналитической трактовке З. Фрейда. Искусство – форма компенсации на грани патологии. «Художественный невроз» и творческая сублимация. К.Г. Юнг о коллективном бессознательном. «Врожденные модели поведения» в мифологических традициях и религиозных метафорах.

Культурно-философское движение экзистенциализм. Экзистенциализм как особый дух времени и философия кризиса. Влияние феноменологии Э. Гуссерля на учение М. Хайдеггера. Ж.-П.Сартр о человеке, заброшенном в «мутную бессмысленность существования». Гуманизм его эстетики. Философия абсурда А. Камю («Миф о Сизифе»).

Концепция игры. Эстетика Й. Хейзинга в работе «Опыт определения игрового элемента культуры». Х. Ортега-и-Гассет о духе эпохи и его «Размышления о Дон Кихоте». Феноменологические и отологические исследования игры в философии Е. Финка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: