Заключительный кейс

Контрольные вопросы

1. Что такое этика?

2. Назовите различия между этичным и неэтичным поведением.

3. Какую роль играет культура в формировании этики поведения?

4. Как в компаниях осуществляется управление этикой поведения в зарубежных

странах?

5. Что такое социальная ответственность?

6. Назовите различия между этикой и социальной ответственностью.

7. Назовите основные сферы социальной ответственности компаний в международном

бизнесе.

8. Перечислите четыре основных подхода, которые компания может использовать

по отношению к социальной ответственности.

9. Что такое осведомительство?

10. Назовите и дайте краткую характеристику основных законов и нормативных

актов, предназначенных для регулирования этических и социальных

аспектов деятельности компаний в международном контексте.

Вопросы для обсуждения

1. Представители одной культуры, по всей вероятности, имеют аналогичные

взгляды на вопросы этичности или неэтичности поведения. Какой фактор

или факторы могут привести к различиям в оценке этичности и неэтичности

поведения внутри одной культуры?

2. Правильно ли расценивать чье-либо поведение как полностью ≪лишенное

этики≫? Обоснуйте свой ответ.

3. Жители каких стран имеют такие же представления об этике, как и жители

Великобритании? Чем можно объяснить такое сходство?

4. При каких обстоятельствах этический кодекс наиболее и наименее эффективен?

Почему?

5. Что, по вашему мнению, скорее всего случится, если стиль поведения и

принятия решений новой команды высшего руководства компании не будет

соответствовать устоявшейся корпоративной культуре?

6. Каким образом, по вашему мнению, более целесообразно осуществлять

управление социальной ответственностью многонациональной корпорации

—с учетом местных условий или на базе глобального подхода?

7. Всегда ли многонациональные корпорации проявляют свою социальную

ответственность, не извлекая при этом никакой выгоды для себя?

8. С какими опасностями или ≪подводными камнями≫ может столкнуться

многонациональная корпорация, если ее социальная ответственность ориентирована

исключительно на получение выгод и прибылей?

9. При каких условиях, если это возможно, вы можете представить себя в

роли осведомителя? При каких условиях, если это возможно, вы можете

≪закрыть глаза≫ на незаконные действия вашего работодателя?

10. Следует ли, по вашему мнению, в меньшей степени регулировать этику и

социальную ответственность в международном контексте? Обоснуйте свой

ответ.

11. Вспомните пример с Мэри, филиппинкой, речь о которой шла выше. На

запросы репортера из ≪Fortune≫ по поводу этого случая компания Motorola

дала ответ, гласящий, что ≪помимо неуклонного соблюдения кодекса поведения

в зарубежных странах компания проводит строгую политику относительно

уважения законов и практики найма рабочей силы в тех странах,

в которых она осуществляет свою деятельность≫.38 Считаете ли вы такой

ответ приемлемым? Какие обязанности, по вашему мнению, имеет компания

Motorola перед такими работниками, как Мэри? Обоснуйте свой ответ.

12. Как бы вы поступили в следующих случаях.

Чтобы обеспечить сбыт вашей продукции на рынке одного их иностранных

государств, вам необходимо заплатить комиссионное вознаграждение

в размере 10% от суммы сделки посреднику, который имеет доступ к

государственным чиновникам высшего ранга в этой стране. Вы подозреваете,

что этот посредник разделит комиссионные с чиновниками, кото-

рые принимают решения о том, какую продукцию покупать. Поступите

ли вы таким образом? Повлияет ли на ваше решение тот факт, что ваши

конкуренты обычно платят такие комиссионные?

В одной из зарубежных стран, в которых осуществляется валютный контроль,

у вас есть давний клиент. Этот клиент предлагает вам незаконно

увеличить сумму в счете за партию товара на 25%. Например, вы должны

отгрузить в эту страну партию товаров на сумму $100 млн, но в счете, представленном

вашему клиенту, вам предлагают указать цифру $125 млн.

На основании этого счета ваш клиент получит из центрального банка

$125 млн; из этой суммы $100 млн причитается вам, а оставшиеся $25

млн вы должны перевести в швейцарский банк на имя своего клиента.

Поступите ли вы таким образом? Повлияет ли на ваше решение тот факт,

что клиент, о котором идет речь, представляет политически непопулярное

меньшинство в стране и может столкнуться с необходимостью быстро

покинуть страну при первой же опасности?

I 1

Развитие навыков в международном бизнесе

Определите _______интересующую вас отрасль бизнеса, в которой действует много многонациональных

корпораций. Среди этих отраслей может быть энергетическая

промышленность, автомобилестроение, а также производство бытовой электроники.

Посетите web-сайты трех компаний, принадлежащих к избранной вами отрасли,

и выясните как можно больше об их отношении к этике поведения и социальной

ответственности. Определите сходные характеристики и отличия между

позициями этих компаний по данному вопросу. Затем на основании данных, полученных

на web-сайтах этих компаний, сделайте выводы относительно вероятной

эффективности усилий каждой из них, направленных на обеспечение этики

поведения и социальной ответственности. И наконец, дайте ответы на следующие

вопросы.

1. Какую роль, как показало ваше посещение этих web-сайтов, может сыграть

Интернет в том, чтобы содействовать обеспечению этики поведения и социальной

ответственности компаний?

2. Web-сайт какой компании является самым действенным с точки зрения

этики поведения и социальной ответственности? Что, по вашему мнению,

делает этот сайт самым лучшим?

3. Web-сайт какой компании является самым неэффективным с точки зрения

этики поведения и социальной ответственности? Что, по вашему мнению,

делает этот сайт самым худшим?

4. Как web-сайты, которые вы посетили, влияют на ваше представление об

этих компаниях как потенциального инвестора? Как потенциального работника?

Как потенциального поставщика?

5. Если бы вас попросили дать совет, на какие аспекты этики поведения и социальной

ответственности вы бы посоветовали руководству каждой компании обратить свое внимание, учитывая ту информацию, которую вы получили

на ее web-сайте?

Заключительный кейс

Запутанный след ответственности за катастрофу нефтяного танкера

Крушение танкера ≪Prestige≫ (который принадлежит одной стране, подчиняется

в административном плане другой стране и фрахтуется компаниями из разных

стран мира) возобновило споры по поводу проверки морских судов и применения

законов, регулирующих перевозки грузов морским транспортом.

Когда изношенный танкер зарегистрирован на Багамах, принадлежит либерийской

компании, подчиняется греческой морской администрации, зафрахтован российской

нефтяной компанией, расположенной в Швейцарии, и совершает плавание

под руководством капитана-грека, командующего азиатским экипажем, —кто

в конечном итоге несет ответственность за экологический и экономический ущерб,

вызванный разливом нефтепродуктов?

Старый однокорпусный танкер ≪Prestige≫ с грузом 70 000 тонн мазута раскололся

надвое и утонул у северного побережья Испании. Эта катастрофа разожгла

жаркие споры вокруг проблемы проверки технического состояния морских судов,

перевозящих грузы, а также вокруг проблемы применения международных

законов, регулирующих морские перевозки.

Танкер, спущенный на воду 26 лет назад, получил пробоину во время шторма

и начал тонуть, разливая нефтепродукты в море. Из-за разлива 10 000 тонн этого

крайне токсичного груза образовалось 130-километровое пятно нефти, что привело

к загрязнению большей части богатых рыбных мест в районе Галисии. Более

1000 рыбаков потеряли работу, птицы покрылись слоем мазута, а в заливах погибли

омары.

В северной Атлантике очень оживленное движение морского транспорта, и катастрофа

танкера ≪Prestige≫ —не первый случай, который привел к разливу нефтепродуктов

у северо-восточного побережья Испании. Франция также пострадала от

экологических катастроф, вызванных авариями грузовых кораблей. После катастрофы

танкера ≪Prestige≫ президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) призвал

к принятию ≪драконовских мер≫ по обеспечению безопасности морских перевозок

и защите берегов европейских стран от угрозы экологических катастроф.

В 1999 г. у берегов Бретани затонул танкер ≪Erika≫, что привело к разливу

15 000 тонн мазута и загрязнению 400 км побережья. После крушения танкера

Франция обратилась к Европейскому Союзу с предложением учредить организацию

по обеспечению безопасности морских перевозок, однако дело увязло в трясине

дискуссий о том, где должна быть расположена штаб-квартира такой организации.

≪Мы сделали ряд важных предложений, особенно после драмы с танкером

"Erika", —сказал г-н Ширак. —В настоящее время назрела настоятельная необходимость

в том, чтобы принять срочные меры, которые, возможно, будут в какой-

Глава 5. Этика и социальная ответственность в международном бизнесе 255

то степени "драконовскими", —серьезными и очень строгими, даже если они

вступают в противоречие с интересами определенных компаний≫.

Хосе Мария Азнар (Jose Maria Aznar), который был в то время премьер-министром

Испании, пригрозил возбудить судебный процесс с целью компенсации

издержек на очистку окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами.

Однако против кого мог бы премьер-министр выдвинуть судебный иск? Юристы

утверждают, что в последнее время стало особенно трудно применять международное

морское право из-за того, что компании и владельцы морских судов

пытаются сокращать свои расходы, регистрируя свои суда в так называемых ≪налоговых

убежищах≫ (странах с низкими налогами), а также нанимая дешевые, но

во многих случаях плохо подготовленные экипажи.

Танкер ≪Prestige≫ не был исключением. Он был зарегистрирован на Багамских

островах, принадлежал либерийской компании Mare Shipping, подчинялся

административно греческой компании Universe Maritime и был зафрахтован российской

торговой компанией Crown Resources, зарегистрированной в Швейцарии.

На момент написания книги испанским властям удалось привлечь к ответственности

только Апостолуса Магураса, капитана корабля, который является

гражданином Греции. Он был арестован за нанесение ущерба окружающей среде

и помещен под стражу в испанском городе Ла Корунья.

Политика также является препятствием на пути решения данной проблемы.

После катастрофы танкера ≪Prestige≫ испанское правительство ухватилось за тот

факт, что танкер направлялся в британскую колонию Гибралтар, на которую Испания

предъявляет свои территориальные претензии. Испания пытается обвинить

Великобританию в том, что британское правительство не выполняет директив ЕС

по проверке технического состояния морских судов. Лойола де Паласио (Loyola de

Palacio), гражданин Испании и комиссар ЕС по вопросам транспорта и энергетики,

пошел еще дальше, обвиняя Гибралтар в том, что произошло с танкером ≪Prestige≫.

По мнению г-на Паласио, в Гибралтаре не запрещен заход и разгрузка потенциально

опасных однокорпусных танкеров, что позволяет гибралтарцам наживаться на

обслуживании судов, которые не могут заходить в европейские порты.

Британское правительство объявило обвинения Испании лишенными всяких

оснований. В своем письме в Европейскую Комиссию, которое было опубликовано

в ≪Financial Times≫, сэр Найджел Шейнволд (Nigel Sheinwald), постоянный

представитель Великобритании в ЕС, утверждает, что танкер ≪Prestige≫ не направлялся

в Гибралтар во время своего последнего драматического путешествия.

≪Последний раз танкер останавливался на дозаправку в Гибралтаре, даже не

заходя в порт, в июне 2003 г.≫, —сказано в письме.

Решение о том, кто должен нести издержки по ликвидации последствий катастрофы,

должно приниматься в соответствии с Конвенцией о гражданско-правовой

ответственности (Civil Liability Convention), принятой Международной морской

организацией (International Maritime Organization). В соответствии с этой

конвенцией владелец судна обязан возместить ущерб от утечки нефти из танкера,

но этот ущерб был определен всего в $80 млн.

Согласно выводам Intertanko, ассоциации независимых владельцев танкеров, в

95% случаев суммы компенсации, предусмотренной Конвенцией о гражданско-

правовой ответственности, достаточно для того, чтобы профинансировать очист-

ку загрязненных территорий. В тех случаях, когда этой компенсации недостаточно,

начинает действовать Международный фонд компенсации за загрязнение нефтью

(International Oil Pollution Compensation Fund), финансируемый получателями нефти.

Максимальная совокупная компенсация, предоставляемая этими двумя организациями,

составляет $180 млн.

После катастрофы танкера ≪Prestige≫ внимание было обращено также на проверку

технического состояния изношенных судов. Европейская Комиссия потребовала

от правительств стран Европы быстрее ввести в действие новые правила проверки.

В соответствии с этими правилами портовые власти должны проверять минимум

25% всех судов, заходящих в доки, причем в первую очередь должны проверяться

изношенные однокорпусные суда. Как заявил пресс-секретарь ЕС, те суда,

состояние которых отвечает техническим требованиям, должны получать приоритетное

обслуживание.

Вопросы к кейсу

1. Назовите основные этические проблемы в случае с танкером ≪Prestige≫.

2. Назовите основные проблемы социальной ответственности в случае с танкером

≪Prestige≫.

3. Какая из сторон данного конфликта, по вашему мнению, должна была бы

нести самую большую и самую небольшую ответственность перед законом

за разлив нефти?

4. Не принимая во внимание политических аспектов проблемы, какие меры

можно было бы предпринять, чтобы избежать возникновения подобных

проблем в будущем?

Источник: Leslie Crawford and Toby Shelley, ≪Messy Trail of Responsibility for Oil

Disaster≫, Financial Times, November 20,2002, p. 6. Воспроизводится по разрешению.

Глобальный бизнес и этика

В данной главе был проанализирован вопрос о том, какое влияние на глобальный

бизнес оказывают такие аспекты коммерческой деятельности, как этика и социальная

ответственность. Дайте ответ на следующие вопросы, основываясь на сведениях,

представленных в данной главе, а также воспользовавшись видеоматериалами,

которые может подобрать для вас преподаватель.

1. Как местная культурная среда той или иной страны влияет на стиль ведения

деловых переговоров и этические нормы ведения бизнеса?

2. Каких стратегий придерживаются некоторые компании, чтобы соответствовать

званию ≪образцового гражданина мира≫? Различаются ли эти стратегии

в разных странах?

3. Какое влияние на глобальный бизнес оказывает коррупция? Как эта проблема

решается в разных странах и в разных компаниях? Какие еще меры

по борьбе с коррупцией можно было бы предпринять?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: