Этическая мысль Нового времени. Разум – универсальное средство утверждения новой морали. Благо и воспитание души в философии Ф. Бэкона.
Картезианская этика. Антропоцентризм Р. Декарта. Добродетели и пороки как «привычки души». Основополагающие этические принципы Р. Декарта. Приоритет разума над страстями, изначальная моральность человеческого разума, принцип социального служения.
Моральные взгляды Т. Гоббса. Т. Гоббс о недостатках предыдущей моральной философии.
Конвенциальная этика Дж. Локка. Роль социального опыта, воспитания в процессе формирования души человека. Способность человека соблюдать нравственные нормы.
Этика раннебуржуазного прагматизма. Принцип неотвратимости наказания. Пороки и преступность в философско-сатирическом сочинении Б. Мандевиля «Басня о пчелах».
Антропоцентризм Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественного человека, или «доброго дикаря». Презумпция изначального добронравия людей, отсутствие у них склонности к порокам и преступлениям.
Развитие этической мысли в немецкой классической философии. И. Кант об автономии морали, о преодолении природного эгоизма во имя долга. Проблемы нормативной регуляции поведения («Критика практического разума»). Гипотетические и категорические императивы. Основные идеи морально-правовой философии И. Канта («Метафизика нравов»). Нравственная свобода человека и право каждого осознавать себя гражданином земли (мира).
|
|
Этика Г.В.Ф. Гегеля. Семья, гражданское общество, государство – основные формы развития нравственности. Не тождественность морали и нравственности в концепции Г.В.Ф. Гегеля. Государство как действительность нравственной идеи.
Неклассическая этика. Шопенгауэровская этика самоотречения и метафизика воли.
Мораль как воля к власти в творчестве Ф.В. Ницше. Характеристика морали рабов и морали господ. «Сверхчеловек» или «белокурая бестия» – антропологический концепт учения Ф.В. Ницше. Дионисийское влечение к беспорядку.
«Открытая» мораль (прорыв милосердия) и «закрытая» мораль (мораль кодифицированных норм) в философии А. Бергсона.
Утилитарная этика. И. Бентам о наибольшем количестве благ для наибольшего числа людей.
Этика прагматизма. У. Джеймс о неповторимости моральной ситуации. Добро – то, что отвечает потребности.