Запасы в логистике

Запас-совокупность объектов, имеющихся в наличии в конкретный момент времени, и измеряемая в абсолютных единицах.

Запас - обязательный атрибут любой экономической системы, сглаживающий неравномерности производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Мера обоснованности запаса определяет его положительный или отрицательный момент в экономике соответствующей организации (например, стратегические запасы государства).

Запасы имеют двойственный, противоречивый характер: с одной стороны, запасы обеспечивают непрерывность и надежность процесса воспроизводства - в этом их положительное значение, а с другой, в запасах омертвляются значительные массы материальных и финансовых средств - в этом отрицательное значение запасов.

Совокупный материальный запас национальной экономики подразделяется на:

· производственные запасы - это материальные ресурсы, находящиеся на складах предприятий и предназначенные для производственного потребления

· запасы незавершенного производства - это промежуточные продукты, находящиеся на различных стадиях производственного процесса. Их объем зависит от особенностей и продолжительности технологического процесса;

· товарные запасы - это материальные ресурсы, находящиеся на складах торговых предприятий или на складах готовой продукции производственных предприятий и предназначенные для реализации (продажи);

· транспортные (запасы в пути) - это материальные ресурсы, находящиеся в процессе перемещения между субъектами рынка - товаропроизводителями, предприятиями оптовой и розничной торговли;

· государственные материальные резервы(стратегические запасы) - совокупность запасов средств производства и предметов потребления, создаваемых и поддерживаемых для использования в непредвиденных и чрезвычайных ситуациях.

· материальные запасы домашних хозяйств

К данной классификации видов запасов по функциональному назначению следует еще добавить специфический вид запаса - сезонный запас (формируются при сезонном характере производства продуктов (например, сельскохозяйственной продукции), их потреблении или вызваны действием транспортного фактора (например, районы Крайнего Севера), а также для сглаживания сезонных колебаний величины спроса).

Исходя из задач планирования объемов запасов и обеспечения надежности логистической системы, выделяют следующие части запаса:

· текущий;

· страховой;

· подготовительный.

Текущий запас - обеспечивает непрерывность производства или процесса реализации (продаж) между двумя текущими поставками.

Страховой запас - обеспечивает непрерывность и надежность логистического процесса в случае непредвиденных обстоятельств (например, недопоставка, срыв сроков поставки)

Подготовительный запас - создается в случае необходимости осуществления дополнительных операций требующих времени (например, сушка древесины, дополнительный входной контроль качества, дополнительные производственные услуги - нарезка, раскрои, расфасовка и.т.д.).

Важной задачей управления запасами на уровне национальной экономики - найти соотношение видов запасов, создать условия формирования оптимального совокупного запаса.

Различают несколько систем регулирования запасов:

· система с фиксированным размером заказа;

· система с фиксированной периодичностью;

· система с двумя фиксированными уровнями запасов и с фиксированной периодичностью заказа;

· система с двумя фиксированными уровнями без постоянной периодичности заказа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: