Задание для самостоятельной работы студентов: Творческая работа №2.
1. Образ как молекула и первоклеточка искусства. Взаимосвязь индивидуализации и типизации в художественном образе. Совпадение границ художественного образа и произведения искусства.
2. Динамическое взаимодействие содержания и формы в процессе трансформации художественного образа: образ – замысел, образ – воплощение, образ – восприятие.
3. Диалогические отношения художественного образа и предметной реальности. Автор и герой в контексте бытования художественного произведения.
Литература
Барт Р. Воображение знака // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1969.
Бахтин М.М. Проблема содержания материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Бергсон А. Индивидуальность и тип // Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957.
Бодрийар Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992, № 10.
|
|
Борев Ю. Эстетика: в 2-х тт. М., 2008.Т.1.
Бычков В.В. Эстетика: учеб. пособие. М., 2010.
Гадамер Г.-Г. Философия и поэзия // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.
Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971.
Никитина И.П. Эстетика: учебник для вузов / И. П. Никитина. М., 2012.
Ортега-и-Гассет Х. Две главные метафоры // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Потебня А.А. Слово как средство апперцепции // Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, 1993.
Раппопорт С.Х. Художественное представление и художественный образ //Эстетические очерки. М., 1973.
Франк Д. Пространственная форма в современной литературе //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.
Тема 5. Художественное творчество(факультативно):
1. Природа художественного творчества. Понятие творческого метода. Сознательное и бессознательное в художественном творчестве.
2. Личность художника: одаренность, талант, гений. Художественный талант как реализация способностей. Роль интуиции, вдохновения, воображения в художественном творчестве. Типы личности художника.
3. Отношение автора к произведению: особенности диалога. Исполнительское искусство как соавторство. Творческая интерпретация и импровизация. Особенность и специфика музыкального творчества.
4. Изменение культурного статуса и творческого самовосприятия художника в истории искусства.
Литература
Барт Р. Смерть автора //Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1969.
|
|
Борев Ю. Эстетика: в 2-х тт. М., 2008.Т.1.
Бычков В.В. Эстетика: учеб. пособие. М., 2010.
Ильин И.А. Борьба за художественность // Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М., 1993.
Лифшиц М. Феноменология консервной банки // Лифшиц М. Собр. соч. З-х тт. М., 1988. Т. 3.
Никитина И.П. Эстетика: учебник для вузов / И. П. Никитина. М., 2012.
Ортега-и-Гассет Х. О точке зрения в искусстве / /Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Томас С. Э. Традиция и индивидуальный талант // Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ в. М., 1986.