Тема 6. Художественное восприятие

Задание для самостоятельной работы студентов: коллоквиум.

1. Специфика эмоционального восприятия реальных и художественных событий. Теория вчувствования Т. Липпса. Осознаваемые и неосознаваемые элементы художественной установки. Механизмы апперцепции, эмпатии, перцепции и проблема постижения художественного произведения. Отстранение и трансформация личного «Я» в процессе художественного восприятия.

2. Основные способы анализа и интерпретации произведения искусства: исторический, культурологический, искусствоведческий, художественный, философский, семиотический, психоаналитический и др.

3. Социокультурный и исторический детерминизм художественного восприятия: трансформация смыслов текста и подтекста.

4. Взаимодействие художественной практики и представлений об искусстве.

5. Типология массового художественного восприятия. Социально-психологические стимулы и препятствия художественного контакта (общения).

Литература

Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Борев Ю. Эстетика: в 2-х тт. М., 2008.Т.1.

Бычков В.В. Эстетика: учеб. пособие. М., 2010.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1997.

Лотман Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

Никитина И.П. Эстетика: учебник для вузов / И. П. Никитина. М., 2012.

Ортега-и-Гассет Х. Эссе на эстетические темы в форме предисловия // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» Йенсена // Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.

6.2.Темы и вопросы коллоквиума, словарных и творческих работ

1) Словарная работа №1. Раскрытие темы Эстетические категории с использованием словарей, энциклопедий и других источников историко-художественной и эстетической информации (включая INTERNET), изложить содержание следующих понятий: «эстетическое», «отношение», «ценность», «чувство», «идеал», «вкус».

2)Творческая работа №1: Сущность эстетического и структура эстетического сознания. Найти примеры проявления эстетического отношения в природе, обществе, человеке, искусстве в соответствии с основными модификациями: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, возвышенное, низменное и др.; быть готовым привести примеры (ситуации), проанализировать и прокомментировать их устно.

3) Словарная работа №2. С использованием словарей, энциклопедий и других источников историко-художественной и эстетической информации (включая INTERNET), изложить содержание следующих понятий: «мимесис», «калокагатия», «творчество». Раскрыть смысл и значение понятий: функции и морфология искусств. Конкретизировать динамику взаимоотношений основных видов искусства в системах отношений: «искусство-человек», «искусство-общество», «искусство-природа», «искусство-культура», «искусство-искусство».

4)Творческая работа №2: Художественный образ

Внимательно прочитайте рекомендованную литературу по теме. Затем ознакомьтесь с вопросами самостоятельной работы. В ходе повторного прочтения письменно ответьте на вопросы. Найдите отличие ключевых понятий: «образ-представление-замещение реального объекта» и «художественный образ». Объясните смысл стадий бытования художественного образа: «образ-замысел», «образ-воплощение», «образ-восприятие». Определите доминанты «формы» и «содержания» этих стадий. Соотнесите понимание художественного и проектного образов.

5)Коллоквиум: Художественное восприятие

Ознакомьтесь с методикой анализа художественного произведения. Назовите основные формы художественного восприятия. Раскройте понятия:

«художественная коммуникация», «аудитория», «текст-подтекст-контекст»,

«время автора», «время произведения», «время восприятия».

Представить творческую интерпретацию смысла и содержания выбранного художественного произведения. Делайте записи ответов в тетради, используйте иллюстративный материал и необходимые фрагменты текста. Будьте готовы к устному обмену мнениями на семинарском занятии.

6)Факультативная работа №1: Художественное творчество.

Проявление эстетического в проектном (архитектоническом) творчестве: декоративно-прикладном искусстве и дизайне.

6.3.Темы рефератови эссе для подготовки к практическим занятиям

1) Традиционная эстетика и новации японского кино.

2) Художественный мир и мир реальный в киноискусстве.

3) Эстетическое и художественное в системе человеческой деятельности.

4) Эстетика – философия эстетического воспитания.

5) Философия искусства: содержание предмета.

6) Природа художественного таланта: врожденное – приобретенное.

7) Природа художественного творчества.

8) Искусствометрия: о гармонии и мере в искусстве и жизни.

9) Эстетический вкус: врожденное или приобретенное.

10) Текст и подтекст художественного произведения.

11) Психология восприятия искусства.

12) Анализ произведения искусства.

13) Творчество восприятия.

14) Художник и зритель (проблема диалога).

15) Эстетика повседневности.

16) Грамматика эстетического воспитания зрителя.

17) Гармоническая личность: эстетический компонент.

18) Влияние эстетического развития личности на ее творческий потенциал.

19) Ритм и гармония (в жизни и в искусстве).

20) Художественный и проектный образы в кинематографе.

21) Народно-смеховая культура: от карнавала до эстрады.

22) «Городской фольклор»: к проблеме национальной ментальности.

23) Национальное сознание и художественное творчество: диалектика связей.

24) Национальные особенности комического.

25) Жанровые проявления комического в киноискусстве.

26) Музыкально-звуковая арт-терапия.

27) Эстетика русского символизма.

28) Социальные и эстетические проблемы национального кино.

29) Искусство эпохи постмодерна.

30) Феномен красоты: инверсии восприятия современной эпохи.

31) Художественная литература как источник самопознания личности.

32) Смеховые механизмы культуры.

33) Художественный стиль в истории культуры.

34) Тоталитарное искусство.

35) Эстетика сюрреализма.

36) Мироотношение и художественные принципы русского авангарда.

37) Классическое в неклассическом: судьбы культуры, искусства и кинематографа.

38) Компьютерная музыка: границы и горизонты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: