Вопросы и задания для самопроверки

1. В чем заключается основная цель логистики?

2. Какие задачи ставит и решает логистика как наука?

3. Какие факторы повлияли на активное развитие логистики в конце двадцатого и начале двадцать первого века?

4. Чем характеризуются этапы развития логистики?

5. В чём заключается особенность логистического подхода к управлению материальными потоками?

6. В чём заключается принципиальная разница таких понятий, как «логистика» и «управление цепями поставок»?

7. Что является объектом исследования в логистике?

8. Произведите сопоставление таких терминов, как «логистическая операция» и «логистическая функция».

9. Перечислите задачи, которые решаются службой логистики совместно со службами маркетинга, финансов и планирования производства на предприятии. Обоснуйте необходимость совместного решения перечисленных задач.

10. В чём состоит интегрирующая функция логистики в процессе управления товародвижением?

11. Дайте определение понятию «система» и определите специфику категории «логистическая система».

12. Укажите основные свойства логистических систем.

13. Дайте характеристику сущности логистического подхода.

2. ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ К ТЕМЕ

«ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА»

Кейс

Ситуационное задание «Оптимизация поставок»

Фирма ООО «Кодак» была создана в 1992 г. и одна из основных задач ООО «Кодак» – оставаться компанией мирового класса по управлению поставками и обслуживанию заказчиков на рынке разнообразных фото принадлежностей. ООО «Кодак» имеет около 100 поставщиков, находящихся в различных странах мира. Номенклатура поставляемых товаров насчитывает примерно 3 тыс. наименований.

Абсолютное большинство поставок (более 70 %)осуществляется в составе сборных отправок. Пользуясь услугами своих транспортно-экспедиторских компаний, поставщики адресовали компании «Кодак» грузы в составе сборных отправок, которые прибывали на различные московские и подмосковные терминалы и склады временного хранения. Их география обширна и часто непредсказуема. При этом маршруты и сроки поставок часто не соответствовали прогнозам. ООО «Кодак» обычно с большим опозданием получало извещение о фактическом поступлении товаров на склады временного хранения (т.к. поставщики фактически переставали отслеживать продвижение товаров после их отгрузки), что вызывало повышенные расходы по оплате складских услуг и штрафы за превышение сроков хранения. Фирма стала нести большие расходы, собирая прибывшие грузы с многочисленных складов на центральный склад. На таможнях также нередко возникала необходимость предоставления сертификатов специальных разрешений ведомств, что приводило к увеличению времени таможенного оформления и соответственно к возникновению дополнительных расходов. Статистика ООО «Кодак» свидетельствует, что средняя продолжительность даже экспресс-перевозок и таможенного оформления требовала не менее 21 суток.

Вопросы для обсуждения:

1. Ознакомьтесь с ситуацией.

2. Раскройте причины сложившейся ситуации и предложите способы оптимизации поставок

Методические положения

Выбор поставщика – одна из важнейших задач фирмы. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключённым договорам, на основании выполнения которых осуществляется расчёт рейтинга поставщика. Перед расчётом рейтинга следует определить, на основании каких критериев будет приниматься решение о предпочтительности того или иного поставщика. Как правило, в качестве таких критериев используется цена, качество поставляемых товаров и надёжность поставки.

Следующим этапом решения задачи выбора поставщика является оценка поставщиков по намеченным критериям.

Как правило, более высокий рейтинг свидетельствует о предпочтительности поставщика. Однако для расчёта рейтинга может использоваться и иная система оценок, при которой более высокий рейтинг свидетельствует о большем уровне негативных качеств поставщика. В этом случае предпочтение следует отдать тому поставщику, который имеет наименьший рейтинг.

Система оценки критериев в предлагаемом ниже задании как раз и основана на регистрации темпов роста негативных характеристик работы поставщиков.

1. Расчёт средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены) на поставляемые им товары:

где – темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара;

di – доля i-й разновидности товара в общем объёме поставок текущего периода;

n – количество поставляемых разновидностей товаров.

Темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле

(2)

где – цена i-й разновидности товара в текущем периоде;

– цена i-й разновидности товара в предшествующем периоде.

Доля i-й разновидности товара в общем объёме поставок рассчитывается по формуле

, (3)

где Si – сумма, на которую поставлен товар i-й разновидности в текущем периоде, руб.

2. Расчёт темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества)

Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитывается темп роста поставки товаров ненадлежащего качества по каждому поставщику:

(4)

где – доля товара ненадлежащего качества в общем объёме текущего периода;

– доля товара ненадлежащего качества в общем объёме поставок предшествующего периода.

3. Расчёт темпа роста среднего опоздания (показатель надёжности поставки)

Количественной оценкой надёжности поставки служит среднее опоздание, т. е. число дней опозданий, приходящихся на 1 поставку. Эта величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определённый период на количество поставок за тот же период.

Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику определяется по формуле

(5)

где – среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде, дней;

– среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде, дней.

4. Расчёт рейтинга поставщиков

Для расчёта рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес.

Пример решения

В течение первых двух месяцев года фирма получала от поставщиков № 1 и № 2 товары А и В. Динамика цен на поставляемую аналогичную продукцию, динамика поставки товаров надлежащего качества, а также динамика нарушений поставщиками установленных сроков поставок приведены в таблицах 2–4. Для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков необходимо рассчитать рейтинг каждого поставщика в форме таблице 2. Оценку поставщиков выполнить по показателям «цена», «надёжность» и «качество поставляемого товара». Принять во внимание, что товары А и В не требуют бесперебойного пополнения.

При расчёте рейтинга поставщика принять веса показателей, указанные в таблица 1.

Таблица 1 – Расчёт рейтинга поставщика

Показатель Вес Оценка поставщика по данному показателю Произведение оценки на вес
Поставщик № 1 Поставщик № 2 Поставщик № 1 Поставщик № 2
Цена 0,5 112,7   56,4  
Качество 0,3     60,0  
Надёжность 0,2 142,9   28,6  
Рейтинг поставщика 145,0  

Таблица 2 Динамика цен на поставляемые товары

Месяц Поставщик Товар Объём поставки, ед./мес. Цена за единицу, руб.
Январь № 1 А В    
№ 2 А В    
Февраль № 1 А В    
№ 2 А В 10 000  

Таблица 3 Динамика поставки товаров ненадлежащего качества

Месяц Поставщик Количество товара ненадлежащего качества, поставляемого в течение месяца, единиц
Январь № 1 № 2  
Февраль № 1 № 2  

Таблица 4 – Динамика нарушений установленных сроков поставки

Поставщик № 1 Поставщик № 2
Месяц Количество поставок, ед. Всего опозданий, дней Месяц Количество поставок, ед. Всего опозданий, дней
Январь     Январь    
Февраль     Февраль    

Порядок выполнения задания:

В качестве примера выполним расчёт средневзвешенного темпа роста цен для первого поставщика.

Темп роста цен для этого поставщика по товару А составил 110 %.

;

по товару В – 120 %

.

Доля товара А в общем объёме поставок:

0,73.

Доля товара В в общем объёме поставок:

0,27.

Средневзвешенный темп роста цен для первого поставщика составил:

.

Расчёт средневзвешенного темпа роста цен рекомендуется оформить в виде таблицы 5.

Таблица 5 – Расчёт средневзвешенного темпа роста цен

Поставщик , % ,% , руб. SB, руб. dA dB , %
№ 1     33 200 12 200 0,73 0,27 112,7
№ 2              

Полученные значения для расчёта рейтинга поставщика заносятся в таблицу 1.

Долю товара ненадлежащего качества в общем объёме поставок определим на основании данных таблицы 2 и таблицы 3. Результаты оформим в виде таблицы 6.

Таблица 6 – Расчёт доли товаров ненадлежащего качества в общем объёме поставок

Месяц Поставщик Общая поставка, ед./мес. Доля товара ненадлежащего качества в общем объёме поставок, %
Январь № 1 № 2   2,5
Февраль № 1 № 2   5,0

В нашем примере для первого поставщика темп роста поставок:

Далее рассчитаем темп роста среднего опоздания для поставщика № 1:

.

Полученный результат внесём в таблицу 1.

Сумма произведений по графе 5 в таблице 1 даст рейтинг поставщика № 1, а по графе 6 – поставщика № 2. Следует помнить, что поскольку в нашем случае темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объёме поставки, рост размера опозданий), то предпочтение при перезаключении договора следует отдать поставщику, чей рейтинг, рассчитанный по данной методике, будет ниже.

Задание 2.1. На основе исходных данных, представленных в таблице 7:

1) изучить методы выбора критериев для оценки и выбора поставщиков;

2) рассчитать основные критерии оценки для двух поставщиков (цена, качество, надёжность.

3) выполнить рейтинговую оценку поставщиков в форме таблицы 2 и сделать выводы.

Произвести оценку поставщиков № 1 и № 2 по результатам работы для принятия решения о продлении договорных отношений с одним из них.

Таблица 7 – Исходные данные

Показатель Вариант (№ по списку группы)
           
1–5 6–10 11–15 16–20 21–25 31–35
Показатели поставщика № 1
1. Объём поставок, ед./мес. Товар А 2000/ 2300/ 2600/ 2800/ 3000/ 3300/
Товар Б 1000/ 1200/ 1500/ 2000/ 2500/ 2100/
2. Цена за ед., руб. Товар А 10/11 11/12 13/15 15/15 18/19 18/17
Товар Б 5/6 6/8 11/11 7/6 8/9 12/11
3. Количество товара ненадлежащего качества, ед./мес. 75/120 90/110 80/70 100/90 70/80 60/70
4. Количество поставок 8/7 9/6 9/10 8/6 10/11 8/10
5. Срок опозданий в днях 30/35 20/24 40/30 26/24 25/30 40/30
Показатели поставщика № 2
1. Объём поставок, ед./мес. Товар А 9000/ 9300/ 9600/ 9200/ 8000/ 6000/
Товар Б 8000/ 7200/ 9500/ 8000/ 7500/ 8000/
2. Цена за ед., руб. Товар А 9/10 10/12 12/12 13/12 10/9 11/12
Товар Б 5/6 6/8 11/11 7/6 8/9 6/7
3. Количество товара ненадлежащего качества, ед./мес. 80/120 70/60 80/90 100/120 60/80 120/80
4. Количество поставок 6/7 8/8 10/9 8/8 10/13 12/11
5. Срок опозданий в днях 40/35 30/24 30/30 26/34 25/20 40/30
                 

Примечание: анализ производится за 2 месяца, над чертой – показатели за январь, под чертой – показатели за февраль.

Методические указания к решению задачи по определению оптимального объёма заказа

Оптимальный объём заказа определяется по формуле

(6)

где Р – издержки на оформление и размещение одного заказа, у.е.;

D – годовой спрос на товар, шт.;

С – издержки на поддержание запасов (на единицу товара в процентах от стоимости товара), %;

V – стоимость единицы товара, у.е.

Оптимальный объём заказа с учётом скидки на транспортные услуги (в случае перевозок крупных партий грузов) можно определить из выражения

(7)

где Q – оптимальный объём заказа, определённый по формуле (4.1);

r – величина скидки на транспортные услуги, рассчитываемая по формуле

(8)

где V' – стоимость единицы товара с доставкой без учёта скидки на транспортные услуги, у.е.;

V' – стоимость единицы товара с доставкой с учётом скидки на транспортные услуги, у.е.

Задание 2.2. Компания ежегодно закупает D единиц товара по цене Vц у.е./единицу.

Таблица 8 – Исходные данные для расчёта

Вари-ант Годовой спрос на товар, D шт. Стоимость единицы товара, Vц, y.e. Издержки на оформление и размещение заказа, P у.е. Издержки на поддержание запасов, C,%. Масса единицы товара, m кг. Стоимость перевозки (за 100 кг) без учёта скидки, Vп1 у.е. Стоимость перевозки (за 100 кг) с учётом скидки, Vп2 у.е.
    10,5 15,5       3,6
    7,5 13,5       3,6
    12,0 20,5     4,12 3,78
    11,0 16,0     3,9 3,8
    8,0 14,0       3,8
    9,0 16,5     4,5  
    10,0 15,5     3,89 3,8
    7,5 13,0       3,8
    11,0 16,0     4,3 3,9
    10,0 16,5     4,2 3,8

Издержки на оформление и размещение одного заказа составляют P у.е., а издержки на поддержание запасов (на единицу товара в процентах от стоимости товара) – C,%. Масса единицы товара равняется m кг. Стоимость перевозки составляет V п1 у.е. за 100 кг на грузы общей массой до 15000 кг и V п2 у.е. – на грузы общей массой более 15000 кг. Определить оптимальный объём заказа с учётом скидки на транспортные услуги. Исходные данные для расчёта (по вариантам) приведены в таблице 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: