Моя миссия – жить честно и позитивно влиять на судьбы других людей

Для исполнения этой Миссии:

Я обладаю милосердием: Я люблю людей независимо от того, в какой ситуации они

находятся. Я способен на самопожертвование: Я посвящаю свое время, способности и

ресурсы исполнению своей Миссии.

Я воодушевляю: Я показываю своим примером, что все мы дети любящего Небесного

Отца и что каждого Голиафа можно одолеть.

Я способен оказывать влияние: То, что я делаю, изменяет жизни других людей.

В исполнении моей Миссии приоритетными являются следующие роли:

Муж: Моя жена – самый важный человек в моей жизни. Мы имеете взращиваем плоды

гармонии трудолюбия, милосердия и процветания.

Отец: Я помогаю своим детям радоваться жизни и жить с радостью.

Сын/брат: Я всегда рядом, всегда готов прийти на помощь.

Христианин: Господь может положиться на меня, я свято выполняю свои

обязательства и служу другим детям Его.

Сосед: Любовь к Христу проявляется в мою действиях по отношению к другим людям.

Проводник перемен: Я выступаю катализатором прогрессивных изменений в больших

организациях.

Ученик: Я каждый день узнаю что-то новое и важное для себя.

То, что вы описываете свою Миссию в терминах ваших важнейших ролей,

обеспечивает сбалансированность и гармоничность вашей жизни. Вы все время помните о

каждой своей роли. Вы можете постоянно контролировать, не увлеклись ли вы какой-то

одной ролью в ущерб другим, которые так же, а может, даже в большей степени, важны для

вас.

Определив свои различные роли, вы теперь можете подумать о долгосрочных целях,

которые хотели бы достичь в каждой из ролей. Мы вновь обращаемся к правому полушарию

и используем воображение, творческие способности, совесть и вдохновение. Если эти цели

являются развитием вашей Личной Миссии, основанной на верных принципах, тогда они в

корне будут отличаться от тех целей, которые люди обычно ставят перед собой. Ваши цели

будут находиться в гармонии с верными принципами и с естественными законами, что

придаст вам больше сил для их достижения. Это не чужие цели, навязанные вам. Это ваши

собственные. Они отражают ваши глубинные ценности, ваш неповторимый талант, ваше

ощущение миссии. И они произрастают из выбранных вами ролей.

Эффективная цель сориентирована прежде всего на результат, а не на действия. Она

определяет конечную точку пути, а во время движения помогает сориентироваться, где вы

находитесь. Она дает вам важную информацию, помогающую добраться до места

назначения, и дает знать, когда вы его достигаете. Она фокусирует ваши усилия и энергию.

Она придает смысл и направленность всему, что вы делаете. И, наконец, она воплощается 8

каждодневных ваших делах – и вы становитесь проактивным, вы распоряжаетесь своей

жизнью, вы каждый день делаете то, что позволяет вам реализовать вашу Личную Миссию.

Роли и цели структурируют вашу Личную Миссию и определяют ее направленность.

Если вы еще не разработали своих Положений Личной Миссии, стоит начать именно с ролей

и целей. Простое определение различных сфер вашей жизни и – в каждой из них – двух-трех

важнейших результатов, которые вы должны достичь, чтобы продвинуться вперед, откроет

перед вами общую перспективу вашей жизни и укажет направление развития.

О краткосрочных целях мы подробно поговорим, когда перейдем к Навыку 3 А на этом

этапе важно определить ваши роли и долгосрочные цели и их соотношение с вашими

Положениями Личной Миссии. Эти роли и цели послужат основой для эффективной

выработки и реализации краткосрочных целей, когда мы будем овладевать Навыком 3:

навыком ежедневного управления жизнью и временем.

МИССИЯ СЕМЬИ

Поскольку Навык 2 основан на принципах, он имеет широкое применение. Не только

отдельные люди, но и семьи, коллективы и разного рода организации становятся

значительно более эффективными, если они "начинают, представляя конечную цель".

Многими семьями управляют не четкие принципы, в кризисы, настроения, быстрые

решения и стремление к сиюминутному удовлетворению потребностей. Едва возникает

стресс или напряженность, как тут же проявляются симптомы: люди становятся циничными,

придирчивыми или молчаливыми или срываются на крик и слишком остро на все реагируют.

Дети, наблюдающие такие отношения, постепенно приходят к выводу, что единственный

способ решения проблем – это правило "сражайся или сдавайся". Стержень всякой семьи –

это то, что не меняется, к чему всегда можно обратиться: общее видение и общие ценности.

Разрабатывая Миссию семьи, вы формулируете ее фундаментальные основы.

Эта Миссия становится конституцией семьи, нормой, критерием для вынесения

суждений и принятия решений. Миссия не только задает направление развития, но и

способствует долгой жизни семьи и ее единению. Когда индивидуальные ценности

находятся в гармонии с ценностями семьи, ее члены совместно работают над реализацией

общих целей, которые ими глубоко разделяются.

И снова – процесс так же важен, как и результат. Сам процесс формулирования и

написания Положений Миссии Семьи становится наиважнейшим средством совершенство-

вания семьи. Совместная работа над Миссией способствует развитию РС – ресурсов и

средств, необходимых для ее реализации.

Когда каждый член семьи участвует в общем деле, когда сообща намечаются варианты,

дается обратная связь, редактируется текст, используются формулировки разных членов

семьи, тогда все в семье общаются, взаимодействуют и обсуждают проблемы, имеющие для

всех огромное значение. Самые лучшие семейные Миссии рождаются в результате

совместной работы всех членов семьи в атмосфере взаимоуважения, когда высказываются

различные точки зрения и в итоге создается нечто гораздо более значительное, чем каждый

мог бы создать в одиночку.

Периодический пересмотр текста с целью расширить перспективу, по-новому

расставить акценты или изменить направленность, отказаться или придать новый смысл

пунктам, имеющим временную зависимость, способен сплотить семью вокруг общих

ценностей и целей.

Положения Миссии формируют образ мышления, становятся основой для управления

семьей. Когда возникают проблемы и кризисные ситуации, семейная конституция

напоминает членам семьи, что для них является самым главным, и указывает направление

для разрешения проблем и принятия решений на основе верных принципов.

В нашем доме Положения Миссии семьи вывешены на стене в столовой – так, чтобы

мы могли каждый день иметь их перед глазами и сверять с ними свои действия. Когда мы

читаем строки своей семейной Миссии о проявлении любви друг к другу, о поддержании

порядка, о независимости, связанной с ответственностью, о сотрудничестве, взаимопомощи,

удовлетворении потребностей, о развитии талантов, о проявлении интереса к способностям

друг друга и о служении другим, – это дает нам некий критерий, по которому мы оцениваем,

насколько наши дела соответствуют тому, что мы считаем самым важным для нашей семьи

Планируя что-то на будущее, мы задаем себе вопрос: "Какие цели мы должны перед

собой поставить, руководствуясь данными принципами? Что нужно сделать для достижения

этих целей и реализации этих ценностей?"

Периодически мы пересматриваем текст, а дважды в год – в сентябре и в июне, в

начале и в конце школьных занятий – мы пересматриваем свои цели и действия, чтобы

точнее учесть ситуацию на данный момент, улучшить ее и усилить наши позиции. Эта

работа обновляет нас самих, усиливает нашу приверженность тому, во что мы верим и на

чем стоим.

МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Наличие Миссии жизненно необходимо также и для организаций, стремящихся к

успеху. Одно из важнейших направлений моей работы с организациями – содействие в

разработке эффективной Миссии. А чтобы быть эффективной, такая Миссия должна

непременно исходить из недр самой организации. К ней должен быть причастен в той или

иной форме каждый сотрудник организации, не только стратеги из высшего управленческого

звена, – именно каждый. Повторимся сам процесс вовлечения так же важен, как и результат

– написанная Миссия, поскольку это вовлечение является ключом к ее реализации.

Всякий раз, когда мне приходилось бывать на фирме IВМ, мне необыкновенно

интересно было наблюдать за процессом обучения. Снова и снова я наблюдал, как

руководители организации приходили на занятия в группы и рассказывали, что IВМ

держится на "трех китах": достоинстве личности, высочайшем качестве и отличном сервисе.

Эти три понятия выражают систему ценностей IВМ – та, во что они верят. Может

измениться что угодно, но эти три фактора останутся неизменными Происходит

своеобразная химическая реакция, в ходе которой эта вера распространяется по всей

организации и впитывается во все ее поры, создавая надежную основу для разделяемых

всеми ценностей и ощущения личной безопасности у каждого работающего на фирме.

Однажды я проводил обучение группы сотрудников IВМ в Нью-Йорке Группа была

небольшая, человек двадцать, и вот один из них заболел Он позвонил жене в Калифорнию, и

та очень встревожилась, так как его заболевание требовало специального лечения.

Сотрудники IВМ, ответственные за организацию этого обучения, устроили заболевшего в

прекрасную больницу, где имелись специалисты нужного профиля. Но при этом они

чувствовали, в каком беспокойстве пребывает его жена и как она хочет, чтобы муж оказался

дома, где им сможет заняться его личный врач.

Тогда они решили отправить больного домой. Понимая, сколько времени может занять

дорога до аэропорта и ожидание регулярного рейса, они вызвали вертолет, чтобы доставить

его в аэропорт, и там наняли специальный самолет до Калифорнии.

Не знаю, во сколько им это все обошлось; думаю, во много тысяч долларов. Однако

IВМ верит в достоинство и ценность личности. Это является одним из устоев компании. Для

остальных участников тренинга этот случай был лишь подтверждением системы ценностей

фирмы и удивления не вызвал. На меня же это произвело огромное впечатление.

В другой раз мне пришлось обучать 175 менеджеров торговых центров. Проходило все

в одном из отелей. Я был потрясен уровнем сервиса, который там предлагался. Это не было

показухой. Это проявлялось на всех уровнях – совершенно естественно и при отсутствии

всякого надзора

Приехав довольно поздно, я зарегистрировался и спросил, можно ли сейчас обратиться

в службу сервиса, чтобы заказать ужин в номер Служащий за конторкой сказал:

– Вообще-то уже нет, мистер Кови, но, если вас это устроит, я могу сходить на кухню и

принести бутерброды или салат, или что-то еще.

Его отношение свидетельствовало, что он искренне заботится о моем комфорте и

благополучии.

– Не хотите ли взглянуть на зал, где будут проходить занятия? – продолжал он. – Есть

ли у вас все, что вам нужно? Чем я еще мог бы вам помочь? Я здесь для того, чтобы служить

вам.

Его никто не контролировал. Этот человек был абсолютно искренен.

На следующий день в разгаре занятий я обнаружил, что у меня недостает необходимых

мне цветных фломастеров.

Поэтому во время короткого перерыва я вышел в холл, где наткнулся на посыльного,

спешащего в другой конференц-зал

– У меня возникла проблема, – сказал я. – Я провожу здесь занятие с группой

менеджеров, и сейчас у нас короткий перерыв. Мне нужно несколько цветных фломастеров.

Он развернулся на ходу и весь обратился во внимание. Потом, бросив взгляд на мою

табличку с именем, он сказал:

– Мистер Кови, я решу вашу проблему!

Он не сказал: "Я не знаю, где это можно достать", или: "Пойдите спросите у

администратора". Он просто занялся моей проблемой, дав мне почувствовать, что это для

него большая честь.

Несколько позже, когда я находился в боковом вестибюле и разглядывал выставленные

там предметы искусства, кто-то из служащих отеля подошел и сказал:

– Мистер Кови, не хотите ли взглянуть на каталог, где описаны все произведения

искусства, имеющиеся у нас в гостинице?

Какая предупредительность! Какое внимание к клиенту!

В другой раз я наблюдал, как один из служащих, стоя на высокой стремянке в

вестибюле, протирал окна. Вдруг с высоты своего положения он заметил, как женщина,

гулявшая в садике с палочкой, слегка пошатнулась. При этом она не упала, и вокруг нее

были люди. Но служащий спустился с лестницы, вышел, помог женщине пройти в

вестибюль и убедился, что о ней позаботились. Только после этого он отправился домывать

стекла.

Мне захотелось выяснить, каким образом этой организации удалось создать культуру,

воплощающую идею служения клиенту. Я расспрашивал горничных, официанток,

посыльных этого отеля и открыл для себя, что такое отношение вошло в сознание, в сердца,

в плоть и кровь каждого сотрудника.

Через заднюю дверь я прошел на кухню и там увидел главный постулат:

"Индивидуальный подход к каждому". Наконец я пришел к управляющему и сказал:

— Я занимаюсь тем, что помогаю различным организа циям создавать сильную

сплоченную команду, развивать особую культуру команды. И я потрясен тем, что увидел у

вас.

— Хотите узнать истинную причину? – спросил он. И достал текст Миссии, принятой в

этой сети отелей. Ознако мившись с текстом, я признал:

– Да, впечатляющий документ! Но мне известно множество других компаний,

имеющих прекрасные Миссии.

– Хотите взглянуть на Миссию этой гостиницы? – спросил директор.

– Вы хотите сказать, что разработали отдельную Миссию для вашей гостиницы?

— Именно.

— И она отличается от текста, относящегося ко всей гостиничной сети?

— Да. Она соответствует общему духу, но приспособлена к нашей конкретной

ситуации, к нашим обстоятельствам, к сегодняшнему моменту.

И директор передал мне другой документ.

– Кто же составлял текст этой Миссии? – спросил я.

— Все – отвечал он.

— Как все? В самом деле все? – Ну да!

— И горничные?

— Да.

— И официантки?

— Да.

— И регистраторы?

– Разумеется. Хотите взглянуть на Миссию, составлен ную теми людьми, которые

встречали вас вчера вечером?

И он показал мне текст Миссии, который был написан именно теми людьми и который

был взаимоувязан со всеми другими Миссиями. Каждый служащий, независимо от уровня,

был вовлечен в эту работу.

Миссия этого отеля была ступицей огромного колеса. От нее родились продуманные,

более конкретные Миссии различных групп гостиничных служащих. Ее Положения

использовали в качестве критерия для принятия любого решения. Она проясняла позиции

этих людей – то, как они относились к клиенту и друг к другу, Она влияла на стиль работы

руководителей среднего и высшего уровней. Она влияла на систему оплаты труда. Она

определяла то, каких именно людей стоит нанимать на данную работу, как именно надо их

обучать и развивать. По существу, каждый аспект этой организации был следствием,

функцией ее центра – ее Миссии.

Потом я оказался в другой гостинице той же сети, и первое, что я сделал,

зарегистрировавшись, – я справился, есть ли у них разработанная Миссия, и они тут же дали

мне ее текст. В этой гостинице я еще глубже уяснил смысл девиза "Индивидуальный подход

к каждому".

За время трехдневного пребывания в гостинице я присматривался к каждой ситуации,

где мог проявиться уровень обслуживания. И неизменно убеждался, что сервис был

безупречным. И при этом всегда ощущался индивидуальный подход. Скажем, когда я

спросил у служащего бассейна, где фонтанчик для питья, он немедленно провел меня к нему.

Но больше всего меня поразил случай, когда один служащий по собственной инициативе

сообщил боссу о своей оплошности. Мы заказали ужин в номер, и нам назвали время, когда

нас обслужат. Не дойдя до нашего номера, служащий расплескал горячий шоколад, и ему

понадобилось несколько минут, чтобы вернуться на кухню, поменять салфетку на подносе и

налить новую чашку. Словом, явился он в наш номер, опоздав минут на пятнадцать, что, по

сути дела, не имело для нас особого значения.

Тем не менее на следующее утро менеджер этой службы позвонил нам и извинился, а

также предложил нам на выбор завтрак в номере или в буфете за счет гостиницы, чтобы хоть

чем-нибудь компенсировать причиненное нам накануне неудобство.

Как много это говорит о культуре в организации, если служащий сообщает о своей

никому не известной ошибке начальству, с тем чтобы клиент или гость почувствовали

большую заботу о себе!

Как я говорил директору той первой гостиницы, я знаю множество компаний, имеющих

замечательные Миссии. Однако существует ощутимое, принципиальное отличие в

эффективности между документом, созданным каждым служащим данной организации, и

документом, написанным несколькими высшими руководителями за перегородкой из

красного дерева.

Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются как организации, так и семьи,

заключается в отсутствии приверженности людей тем решениям, которые претендуют на то,

чтобы определять их жизнь, но приняты без их участия. Они просто не приемлют таких

решений.

Много раз, работая с организациями, я встречал людей, чьи цели в корне отличались от

целей их предприятия. Как правило, я обнаруживал, что принципы стимулирования в таких

организациях никаким образом не были связаны с принятой системой ценностей.

Когда я приступаю к работе с сотрудниками компании, у которой уже есть готовая

Миссия, я спрашиваю их:

– Скольким из вас известно о существовании Миссии вашей организации? Кто из вас

знаком с ее содержанием? Кто из вас был вовлечен в ее разработку? Кто из вас

действительно проникся ею и использует как основу для принятия решений?

Без вовлечения нет приверженности. Выделите эту фразу, поставьте звездочку,

обведите ее, подчеркните. Без вовлечения нет приверженности.

Поначалу – когда человек является новичком в организации или когда ребенок

слишком мал – вы, конечно, можете наметить ему цель, и он примет ее, особенно если у вас

хорошие отношения, четкая ориентация и вы его хорошо обучили.

Но когда люди становятся более зрелыми и их жизнь обретает самостоятельный смысл,

они хотят быть вовлеченными, хотят участвовать в постановке целей и принятии решений. И

если их не вовлекают, они просто не принимают чужие цели и решения. Тогда у вас

возникает серьезная проблема мотивации, которую невозможно разрешить на том же уровне

мышления, которым эта проблема была создана.

Вот почему разработка Миссии организации требует времени, терпения, вовлечения,

умения и эмпатии. Повторим снова: эта работа не относится к быстрым решениям, это не

"социальный аспирин". Необходимы время и искренность, следование верным принципам, а

также мужество и последовательность, чтобы привести существующие системы, структуру и

стиль управления в соответствие с разделяемыми всеми ценностями и видением. Но это

обязательно получится, поскольку в основе – верные принципы.

Миссия организации, если она действительно отражает разделяемые каждым членом

организации видение и ценности, рождает великое единение и необычайное чувство

приверженности. Она создает в умах и душах людей такую основу, такой комплекс

критериев или ориентиров, опираясь на которые, они будут управлять самими собой. Они не

нуждаются в том, чтобы кто-то другой направлял, контролировал, отчитывал их или

помещал на доску почета. Они проникаются теми неизменными ценностями, которые

составляют суть, ядро организации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. Выделите время, чтобы записать впечатления от воображаемых похорон, о которых

мы говорили в самом начале этой главы. Возможно, приведенная ниже таблица поможет вам

организовать свои мысли

Сфера деятельности

Персонаж Вклады Достижения

Семья

Друзья

Работа

Церковь/общественная организация и т.п.

2. Уделите несколько минут и запишите свои роли, какими они вам сейчас

представляются Удовлетворены ли вы подобным отражением своей жизни?

3. Запланируйте время, чтобы полностью оторваться от всяких дел и начать работу над

составлением своих Положений Личной Миссии

4. Просмотрите таблицу в Приложении "А", где перечис лены разные центры, и

обведите кружком те из них, Которые характерны для вас Оказывают ли они влияние на

вашу модель поведения и жизни? Устраивает ли вас такое положение вещей?

5. Начните делать выписки, подбирать цитаты и идеи, которые могут вам пригодиться

в качестве вспомогатель ных материалов при написании вами вашей Личной Миссии

6. Подумайте о ваших ближайших серьезных делах и примените к ним принцип

мысленного творения Запи шите результаты, которые вам хотелось бы получить, а также

шаги, которые к ним приведут

7. Поделитесь принципами Навыка 2 с членами вашей семьи или с сослуживцами и

предложите им сообща включиться в процесс разработки Миссии семьи или коллектива

НАВЫК 3

СНАЧАЛА ДЕЛАЙТЕ ТО,

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ СНАЧАЛА

ПРИНЦИПЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ТО, ЧТО ЗНАЧИТ БОЛЬШЕ, НИКОГДА

НЕ ДОЛЖНО ПОДЧИНЯТЬСЯ ТОМУ, ЧТО

ЗНАЧИТ МЕНЬШЕ.

ГЁТЕ

Прошу вас уделить время и записать краткие ответы на два предлагаемых ниже

вопроса. Ваши ответы понадобятся вам для работы с Навыком 3.

Вопрос 1: Назовите что-то одно, что вы могли бы сделать (а в настоящее время не

делаете) и что, если это делать регулярно, привело бы к огромным позитивным переменам в

вашей личной жизни.

Вопрос 2: Назовите что-то одно, что могло бы принести аналогичный результат в сфере

вашего бизнеса или в профессиональной жизни.

Мы вернемся к этим вопросам позже. А сейчас давайте посмотрим, какое место Навык

3 занимает в системе остальных навыков.

Навык 3 является личным достижением, плодом практической реализации Навыков 1 и

2.

Навык 1 гласит: "Вы – творец. Вы за все в ответе". Он основан на четырех уникальных

свойствах человека – воображении, совести, независимой воле и, особенно, на самосознании.

Он дает нам возможность заявлять: "Программа, которую я с детства получал с помощью

своего социального зеркала, никуда не годится. Мне не нравится этот неэффективный

сценарий. Я способен измениться".

Навык 2 представляет собой первое – или мысленное – творение. Он основан на

воображении – способности предвидеть, представлять возможное, создавать в уме то, что в

данный момент невозможно увидеть глазами, а также на совести – способности определить

свою индивидуальность и те личные, моральные и этические нормы, опираясь на которые,

мы сможем достичь наиболее полной самореализации. Этот навык обеспечивает надежный

контакт с нашими основными парадигмами и ценностями и видение того, кем мы можем

стать.

Навык 3 в таком случае является вторым, физическим творением. Это реализация,

осуществление, естественное следствие Навыков 1 и 2. Это тренировка независимой воли с

целью стать человеком, в основе характера которого лежат принципы. Это постоянное, день

за днем, минута за минутой, воплощение этого намерения.

Навыки 1 и 2 являются совершенно необходимым предварительным условием развития

Навыка 3 Вы не можете стать ориентированным на принципы, прежде не поняв и не развив

своей личной проактивности. Вы не можете стать ориентированным на принципы, прежде не

определив свои парадигмы и не поняв, как их можно сдвигать и выстраивать в соответствии

с принципами Вы не можете стать ориентированным на принципы, не представляя себе и не

концентрируясь на том уникальном вкладе в жизнь, который только вам суждено внести.

Но при наличии таких основ вы можете стать ориентированным на принципы, минута

за минутой, день за днем живя в соответствии с Навыком 3, – практикуя эффективное

самоуправление.

Помните, что управление явным образом отличается от лидерства. Лидерство – это

прежде всего энергичная деятельность правого полушария мозга. Оно сродни искусству и

основано на философии Когда вы имеете дело с персональным лидерством, вы должны

задавать себе основные, главные вопросы бытия

Но когда вы уже разобрались с этими вопросами и ответили на них, тогда вы должны

эффективно управлять самими собой, чтобы построить свою жизнь в соответствии с вашими

ответами. Способность хорошо управлять бессмысленна, если вы попали "не в те джунгли".

Но если вы "в тех джунглях", тогда другое дело. По сути говоря, способность хорошо

управлять определяет качество и даже само существование второго творения. Управление –

это расчленение, анализ, определение последовательности действий, конкретная реализация.

Это – привязанный ко времени аспект эффективного самоуправления, относящийся к левому

полушарию мозга. Мой собственный девиз персональной эффективности таков: "Управляй

слева, лидируй справа".

СИЛА НЕЗАВИСИМОЙ ВОЛИ

В добавление к самосознанию, воображению и совести именно четвертый дар человека

независимая воля – делает эффективное самоуправление возможным. Это способность

принимать решения, делать выбор и действовать в соответствии с этими решениями и

выбором. Это способность действовать самому, а не подпадать под чье-то воздействие,

способность проактивно выполнять программу, разработанную благодаря остальным трем

ценным свойствам человека.

Человеческая воля явление поразительное. Сколько раз она торжествовала победу в

исключительно тяжелых ситуациях! Множество Элен Келлер21, живущих на земле, являют

собой яркое подтверждение ценности независимой воли и силы, заключенной в ней.

достигших успеха. Он обнаружил, что этим общим не может быть названа работа в

поте лица или удачливость, или особая проницательность в отношениях с другими, хотя все

это и очень важно. Но есть один фактор, который как бы затмевает все остальные, и он

является сутью Навыка 3: сначала делайте то, что необходимо делать сначала.

"Удачливые люди имеют навык делать то, что неудачники делать не любят, – отмечает

Грей. – Удачливым людям тоже совсем не обязательно нравится делать это, но они

21 Келлер, Элен – американская писательница и ученый, слепая и глухая от рождения, о ней была

написана У.Гибсоном известная во всем мире пьеса "Сотворившая чудо".

подчиняют свои чувства силе своей цели".

Такое подчинение нуждается в цели, миссии, в четком определении направления и

системы ценностей, свойственных Навыку 2, Такое подчинение требует, чтобы внутри

горело яркое "да!", которое дает возможность сказать "нет!" всему прочему. Кроме того, это

подчинение требует независимой воли – силы делать то, что вы делать не хотите, требует,

чтобы вы были зависимы от своих ценностей, а не от мимолетных импульсов и желаний. Это

– сила действовать в гармонии с вашим проактивным первым творением.

ЧЕТЫРЕ ПОКОЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ

В Навыке 3 мы имеем дело с вопросами, связанными с управлением жизнью и

временем. Изучая на протяжении многих лет эту удивительную область, лично я склонен

считать, что лучшая идея в сфере управления временем может быть передана одной фразой:

"Организация и действия на основе приоритетов". Эта фраза отражает эволюцию трех

поколений теории управления временем. Эффективной реализации идеи, заложенной в этой

фразе, посвящено множество разнообразных подходов и средств,

Персональное управление развивалось по образцу, типичному для множества других

сфер человеческой деятельности. Эволюционные толчки в этом развитии, или "волны", как

их называет Элвин Тоффлер, последовательно сменяют друг друга, каждый раз добавляя

что-то новое, жизненно важное. Например, в области развития общества на смену аграрной

революции пришла революция индустриальная, за которой последовала революция

информационная. Каждая последующая волна приносила резкий скачок в развитии общества

и личности.

То же происходит и с управлением временем. Каждое его поколение создается на

основе предшествующего, и каждое продвигает нас ко все большей возможности управлять

своей жизнью. Первая волна или первое поколение управления временем может быть

охарактеризовано

записками

и

памятками,

попыткой

как-то

упорядочить

и

систематизировать все, что требует от нас затрат времени и сил.

Второе поколение можно охарактеризовать появлением календарей и деловых

дневников. Это отражало попытку смотреть вперед, планировать события и свою

деятельность на будущее.

Третье поколение отражает современный этап управления временем, К наследию

предыдущих поколений добавляется? важная идея расстановки приоритетов, прояснения

ценностей и сравнения на этой основе относительной значимости различных дел. Кроме

того, третье поколение сосредоточивается на постановке конкретных целей – долгосрочных,

промежуточных и краткосрочных, на достижение которых, в гармонии с ценностями,

должны быть направлены время и энергия. И еще прибавляется понятие ежедневного

планирования – составления конкретного плана достижения данных целей или выполнения

действий, которые, как ожидается, должны принести наибольший успех.

При всем значительном вкладе этого третьего поколения, люди начали осознавать, что

планирование и управление временем, нацеленные на "производительность", часто являются

контр-производительными. Нацеленность на производительность порождает ожидания,

которые приходят в столкновение с возможностью развивать плодотворные отношения,

удовлетворять человеческие потребности и наслаждаться спонтанными радостями

повседневной жизни.

В результате многие люди отворачиваются от методов управления временем, которые

слишком ограничивают их жизнь, встраивая их в жесткую схему. И, стремясь сохранить

человеческие взаимоотношения, непосредственность и вкус к жизни, они "вместе с водой

выплескивают из ванночки младенца" и возвращаются к методам управления временем

первого и второго поколения.

Однако сегодня уже возникает четвертое, совсем иное поколение. Теперь стало

понятным, что "управление временем" на самом деле термин неверный, поскольку задача

заключается не в том, чтобы управлять временем, а в том, чтобы управлять самими собой.

Удовлетворенность – это функция не только достижения результата, но и ожидания. А

ожидания (так же, как и удовлетворенность) находятся в нашем Круге Влияния.

Вместо того, чтобы сосредоточиваться на действиях и времени, четвертое поколение

фокусирует наши ожидания на сохранении и развитии отношении и на достижении резуль-

татов. Другими словами, ожидания концентрируются на поддержании Р/РС-баланса.

КВАДРАТ II

Суть четвертого поколения управления временем можно уяснить по матрице,

изображенной на следующей странице, Исходная идея ее заключается в том, что мы

расходуем время одним из четырех способов.

Как видно из матрицы, виды деятельности определяются двумя факторами: срочным и

важным. Срочное – то, что требует немедленного внимания. Это то, что можно обозначить

словом "Сейчас!". Срочное воздействует на нас, Звонящий телефон – это срочное. Для

большинства из нас недопустима даже мысль о том, чтобы не брать трубку, когда звонит

телефон.

Вы можете потратить много часов, готовя материалы и все остальное для того, чтобы

встретиться с вашим партнером и обсудить какую-то проблему, но если в тот момент, когда

вы находитесь в его кабинете, раздастся телефонный звонок, то этот звонок, перевесив ваш

личный визит, заберет на себя все внимание.

Если вы звоните кому-либо, то вам вряд ли скажут: "Пожалуйста, не вешайте трубку, я

подойду через 15 минут". Но если вы сидите в его кабинете, тот же самый человек вполне

может заставить вас столько же времени дожидаться окончания своего телефонного

разговора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: