Процесс управления запасами является ключевой функцией, составляющей наиболее важную сферу логистического менеджмента как с точки зрения трудоемкости, так и связанных с нею затрат.
Таблица 10.8.
Позиционирование товарных групп
| Классификационная группа | Классификационные категории | Код видов продукции | Уровень логистического обслуживания | Примечания |
| AFZ | ||||
| AFY | ||||
| AFX | ||||
| AMZ | ||||
| AMY | ||||
| АМХ | ||||
| ARZ | ||||
| ARY | ||||
| ARX | ||||
| 1U | BFZ | |||
| BFY | ||||
| BFX | ||||
| BMZ | ||||
| BMY | ||||
| ВМХ | ||||
| BRZ | ||||
| BRY | ||||
| BRX | ||||
| CFZ | ||||
| CFY | ||||
| CFX | ||||
| CMZ | ||||
| CMY | ||||
| СМХ | ||||
| CRZ | ||||
| CRY | ||||
| CRX |
Основными системами управления являются: система с фиксированным размером заказа и с фиксированным интервалом времени между заказами.
Система с фиксированным размером заказа используется в случае больших потерь при дефиците запаса и высоких издержках хранения запасов. Преимущество этой системы состоит в меньшем уровне максимального запаса, а, следовательно, в меньших затратах на содержание запасов. Недостаток заключается в необходимости ведения постоянного контроля наличия запасов на складе.
Таблица 10.9.
Пример балльной оценки товарных категорий
| Классификационная группа | Классификационные категории | Балльная оценка | Код видов продукции | Уровень логистического обслуживания | Приме–чания |
| J | AFZ | ||||
| AFY, AMZ, BFZ | |||||
| AFX, AMY, ARZ, BMZ, CFZ | |||||
| AMX,ARY, BFX, BMY, BRZ, CFY, CMZ | |||||
| ARX, BMX, BRY, CFX, CMY, CRZ | |||||
| BRX, CMX, CRY | |||||
| CRX |
Система с фиксированным интервалом времени между заказами рекомендуется к использованию, если условия поставки позволяют получать, заказы различными по величине партиями и если велики расходы по размещению заказа и доставке продукции. Преимущество системы состоит в отсутствии постоянного контроля наличия запасов на складе. Недостаток заключается в более высоком уровне максимального запаса и более высоких затратах на содержание запасов.
Достаточно часто в торговых фирмах применяется система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами. Эта система характеризуется следующими параметрами:
– потребность в продукции за определенный период: S;
– плановый период: Т;
– время выполнения поставки: tп;
– возможная задержка поставки: t3;
интервал времени между заказами: I= (Qoпm хТ)/S, где Qoпm – оптимальный размер заказа; этот параметр непосредственно не используется в работе системы, но дает возможность предложить эффективный интервал времени между затратами, величина которого используется в качестве исходного параметра;
ожидаемое дневное потребление:
Рдн = S/T;
– ожидаемое потребление за время выполнения поставки:
Р0 = Рдн х tп;
– максимальное потребление за время выполнения поставки:
Рm=Рдн х (tп+ t3);
– гарантийный запас, предназначенный для сглаживания логистических и финансовых рисков, связанных с нарушением сроков и объема поставок, качеством поставляемой продукции:
R= Рm – Р0;
– максимальный запас:
М = Рдн x I + R;
– текущий запас, определяемый на момент заказа: В;
– размер заказа:
Q = M – В + Ро.
Вышеприведенная формула для определения ожидаемого дневного потребления Рдн справедлива только в условиях детерминированного равномерного характера потребления продукции. В реальности потребление продукции носит стохастический характер, поэтому встает вопрос об определении товарного запаса, способного обеспечить ожидаемое дневное потребление с заданной степенью надежности, что соответствует достижению необходимого уровня логистического обслуживания.
Товарный запас определяется в случае стохастического спроса следующим образом:
Q = 
где Q – дневной товарный запас в натуральных единицах;
– среднесуточное потребление товара; и – параметр нормального распределения Гаусса;
– среднеквадратическое отклонение.

где G. – текущее дневное потребление за наблюдаемый период; п – количество наблюдений за данный период (производятся ежедневно в течение квартала).

В коммерческой деятельности оптимальным, обеспечивающим максимальную прибыль, принят уровень логистического обслуживания Р(и) = 0,95. Это соответствует параметру нормального распределения и = 1,65 (см. табл. 10.10). Тогда:

Реально такой уровень запаса соответствует Gmax за наблюдаемый период. Конкретно решение об уровне запаса принимается, исходя из положений сбытовой политики компании. Пусть интервал времени между заказами /составляет 3 дня. Страховой запас принимается в размере среднедневного потребления
.
Тогда расчетная величина максимального запаса составит:
Мр=(Q дн х I + R = Зх(
+ 1,65х
) +
+ 4,95х
.
Влияние фактора сезонности учитывается с помощью коэффициента сезонности Кс, определяемого экспертным путем. Тогда:
М = МрхКс.






