Американская модель развития К. В 1778 году в США было образовано государственное учреждение, призванное осуществлять управление государственным хозяйством и контролировать использование денежных средств.
Более широкое распространение К получил в конце 19 века, повсеместное – в конце 20 века. Основные факторы, обусловившие зарождение и развитие К в США:
1)Бурный промышленный подъем экономики США в конце 19 – начале 20 века вызвал значительный рост числа предприятий, и, как следствие, обострение конкуренции;
2)Концентрация капитала.
1.Увеличение размеров предприятий приводило к необходимости внедрения новых методов и инструментов управления бизнесом.
2.Увеличение размеров отдельных предприятий и числа их работников вело к усложнению организационной структуры управления.
3.Первоначально, основным назначением К было ведение управленческого учета и контроль за уже совершенными операциями. Увеличение объема необходимой информации для эффективного управления предприятием обусловили появление специальной службы, ответственной за сбор, обработку и предоставление информации – то есть службы К.
В 1892 году General Electric вводит должность контроллера. Круг обязанностей контроллеров ограничивался финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий.
3)Повышение неопределенности и усложнение процессов во внешней и внутренней среде предприятия, трудности с долгосрочным планированием и прогнозированием привели к необходимости разработки и внедрения инструмента координации хозяйственной деятельности.
Значительное влияние на развитие К оказал кризис перепроизводства 1929-33 годов. За годы Великой Депрессии большинство предприятий осознали значимость управленческого учета и планирования. Идеи К начали применяться во всех сферах экономики.
1931 – основан институт К как профессиональная организация
1934 – создан журнал института К
С 1944 по н.в. – существует исследовательский институт по проблемам К.
4)Отделение собственников от менеджмента. Необходимость контроля со стороны собственников за направлениями расходования капитала.
Американская модель К имеет в большей степени прагматический характер, что означает, что К тесно связан со сферой менеджмента, более ориентирован на рынок и потребности потребителя.
Немецкая модель развития К. С середины 50-х годов 20 века идеи К проникают в Европу, в том числе в Германию. Первоначально К внедряется на дочерних американских компаниях.
Отличительные черты немецкой модели К:
1)Более позднее начало развития К. Идеи К поступают в качестве готовых практических рецептов.
Для защиты внутреннего рынка от внешней конкуренции устанавливались низкие налоги, широкие льготы для частных инвесторов, вводились свободные цены, проводилась антимонопольная и протекционистская политика. Была проведена кардинальная денежная реформа.
2)Развитие К в Германии началось с крупных компаний, и лишь затем идеи К начали использоваться малыми и средними предприятиями.
Это привело к притоку инвестиций и обновлению основного капитала. Значительную часть инвестиций составляли иностранные капиталы (американские).
Начиная с 60-х годов ХХ века в народном хозяйстве Германии применяются достижения НТП, капиталовложения направляются в перспективные отрасли, преимущественно наукоемкие.
Принимаются меры по усилению позиций на внешнем рынке.
3)Параллельное развитие теории и практики К, что способствовало внедрению основного научного подхода на немецких предприятиях.
В период 50 – 70-х годов на немецких предприятиях создаются центры ответственности, которые являлись обособленными в плане учета, планирования и управления подразделениями предприятия.
Возникла необходимость в разработке информационных систем, обеспечивающих менеджеров оперативной информацией о состоянии и результатах деятельности отдельных подразделений.
4)С начала 70-х годов началось активное внедрение вычислительной техники.
Немецкие предприятия столкнулись с серьезной проблемой неплатежеспособности, что стимулировало процесс совершенствования инструментов планирования и управления.
Основное отличие немецкой модели К заключается в более выраженном теоретическом аспекте.