Вопросы к семинарскому занятию. Цель семинарского занятия – познакомить студентов с предметом и кругом проблем дисциплины «деловая этика»

Цель семинарского занятия – познакомить студентов с предметом и кругом проблем дисциплины «деловая этика».

1. Предмет, сущность цели и задачи деловой этики.

2. Виды и структура деловой этики.

3. Основные этические модели деловой этики.

4. Основные этические проблемы на макроуровне и микроуровне деловых отношений.

Ключевые понятия: этика, деловая этика, прагматизм, утилитаризм, деонтология, глобализация.

В первом вопросе сформулируйте понятие «этика» и уточните различие между этикой и моралью. Укажите механизмы формирования трудовой и профессиональной морали. Выявите природу и сущность основного принципа этики – долженствования.

Сформулируйте понятие «деловая этика», ее цель и задачи. Чем отличается деловая этика от широкого общего понятия этики? Объясните, когда труд становится моральной ценностью и способом формирования человеческого достоинства. Установите объект и субъект деловой этики как научной дисциплины.

Во втором вопросе рассмотрите виды деловой этики и их основные принципы. Какие из этих видов совпадают по содержанию частично, а какие часто употребляются как синонимы?

Перечислите и охарактеризуйте основные элементы деловой этики: моральные нормы, принципы, деловое общение, стиль руководства и др. Уточните специфические нормы профессиональной морали: доверие, верность слову, откровенность, выполнение обязательств. Поясните их особую важность для трудовой морали. Как в них сочетается универсализм морали и специфические моральные требования профессии? Определите важность деловой этики в работе делового человека и поясните, почему ей придается все большее значение, как в государственных организациях, так и в частных компаниях. Какие возможные последствия вытекают из нарушений деловой этики для организации, для деловых взаимоотношений, для отдельного индивида?

В третьем вопросе остановитесь на моделях деловой этики: теологической, деонтологической, утилитарной, прагматической, справедливости. Назовите авторов указанных концепций и раскройте их содержательную часть. Сформулируйте их основные принципы, оцените сильные и слабые стороны в случае выбора той или иной модели для практического применения. В чем состоят их этические дилеммы?

В четвертом вопросе необходимо представить микро- и макроуровень деловой этики. Какие специфические проблемы рассматриваются на этих уровнях? Особое внимание уделите макроуровневым вопросам: отношениям между корпорациями, корпорациями и государством, корпорациями и потребителями, корпорациями и инвесторами, корпорациями и обществом, корпорациями и социальными меньшинствами. Укажите особые черты российской деловой этики.

В конце семинара подведите итоги обсуждаемых вопросов.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие функции выполняет этика?

2. Что такое «нравственная жизнь человека»?

3. Что следует понимать под этическими принципами?

4. Приведите определение понятия «этика деловых отношений».

5. Какова природа и сущность этики деловых отношений?

6. В чем, по вашему мнению, заключаются причины усиления внимания к этической стороне деловых отношений в современном обществе? Аргументируйте свой ответ.

7. Какие этические принципы считаются универсальными для современного бизнеса?

8. В чем заключается профессиональная этика?

9. Каковы принципы утилитаризма?

10. В чем состоит недостаток утилитаризма с точки зрения деонтической этики? В чем сильная сторона?

11. В чем заключается сущность этики справедливости?

12. В чем отличие прагматической и утилитарной этики?

13. Почему завидовать стыдно?

14. Как правильно завидовать преуспевающему конкуренту? Как направить энергию зависти в деловое русло?

15. Каковы последствия нарушения принципов этики в деловой среде?

16. Приведите примеры взаимосвязи общих правил этики и деловой этики.

17. Какой вид морали предпочтителен для российских условий деятельности организации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: