Вопросы к семинарскому занятию. Цель семинарского занятия – определить сущность социальной ответственности бизнеса и ее нормы

Цель семинарского занятия – определить сущность социальной ответственности бизнеса и ее нормы.

1. Становление корпорации и основные этапы ее эволюции.

2. Современные модели бизнес-организаций: «компании участников» и «компании акционеров».

3. Плюсы и минусы социально ответственной политики организации перед обществом. Модель корпоративного гражданства.

4. Проблемы социального контроля.

Ключевые понятия: благотворительность, социальная ответственность, стейкхолдеры, модели социальной ответственности, социальный аудит, стандарты социальной ответственности.

В первом вопросе уточните понятие корпорации и корпоративной социальной ответственности. Учитывая, что корпорации работают во внешней среде, опишите задачи стейкхолдеров и их типы.

Разграничьте направления КСО: ответственность перед потребителями и партнерами за качество изготовляемой продукции; обеспечение благоприятных и равных условий для труда, а также перспективы для дальнейшего карьерного роста работников; толерантность; содействие компаний в развитии социальных проектов и защите окружающей среды. Поясните, как реализуются указанные направления в деятельности корпораций.

Изложите эволюционный процесс КСО: от благотворительности до корпоративного гражданства. Разделите его на шесть этапов и охарактеризуйте особенности каждого из них и соответствующую ему модель КСО. Сравните модель корпоративного эгоизма М. Фридмана и модель корпоративного альтруизма П.Друкера, укажите их сильные и слабые стороны. Представьте концепции срединного пути 70-х и 90-х годов. Взвесьте аргументы «за» и «против» КСО.

Выявите причины изменения КСО в связи с деятельностью и интересами корпораций с одной стороны, и требований, предъявляемых обществом к корпорациям с другой стороны. В связи с этим рассмотрите модель корпоративного гражданства. Поясните происхождение самого термина «корпоративное гражданство» и его связь с концепцией устойчивого развития общества и глобализацией.

Во втором вопросе сравните две концепции: «компании участников» и «компании собственников». Первая из них предлагает каждому служащему помимо отведенной им роли участвовать в решении общих задач – принятии управленческих решений, распределении прибылей, устройстве социально-бытовых проблем, возникающих как внутри самой корпорации, так и вне ее. Вторая концепция настаивает на полном, практически абсолютном контроле акционеров и высших менеджеров над корпорацией и ее персоналом. Объясните, какие доводы используют сторонники первой и второй концепций, и как на практике они трактуют понятие КСО.

В третьем вопросе приведите примеры социально ответственной деятельности зарубежных и российских корпораций. Расскажите, что собою представляет социальная политика организации. Взвесьте возможные последствия соблюдения или несоблюдения целей социальной политики.

Обратитесь к Хартии российских промышленников и укажите основные задачи, которые стоят перед российским бизнесом.

Четвертый вопрос затрагивает проблему социального контроля за деятельностью корпораций. Подумайте, какие социальные проблемы могут решать корпорации самостоятельно, а какие требуют одобрения власти и общества. Уточните возможные пределы КСО. Опишите основные шаги социального контроля – наблюдение, измерение и оценка действий компании. Перечислите составляющие элементы оценки глубины и серьезности КСО, а также сферы, в которых она может быть эффективной. Объясните, почему эффективность КСО оценивается не по количественным, а по качественным показателям.

Методом социального контроля оценивается чистый вклад организации в достижение социальных целей путем сравнения затрат на проведение социальных программ и полученного социального эффекта. Приведите примеры таких социальных программ, которые можно найти в нефинансовых отчетах крупных российских корпораций «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «Роснефть» и др. Укажите типичные ошибки, которые выявляются при анализе нефинансовых отчетов. Ознакомьтесь с российскими и международными стандартами в области КСО, которыми должны руководствоваться организации при составлении нефинансовых отчетов и самооценке своей работы: Социальная хартия российского бизнеса, Глобальный договор ООН, Руководство по отчетности в области устойчивого развития (GRI).

В конце семинара подведите итоги обсуждаемых вопросов.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое социальная ответственность организации?

2. Сколько этапов в своем развитии проходит концепция социальной ответственности?

3. В чем отличие доктрин «благотворительности» и «социальной ответственности»?

4. Как понимал М. Фридман социальную ответственность бизнеса?

5. Каков вклад П. Друкера в развитие концепции социальной ответственности?

6. Как сказалось утверждение неолиберализма 70-х гг. ХХ в. на концепии социальной ответственности?

7. Как понимали социальную ответственность «центристы»?

8. В чем отличие свободно-рыночной и социально-рыночной моделей развития общественных отношений?

9. Каково содержание модели«компании участников»?

10. В чем состоит содержание модели «компании собственников»?

11. Что означает термин «корпоративное гражданство»?

12. Как, на Ваш взгляд, можно поднять моральный уровень бизнеса в нашей стране? Есть ли в этом необходимость?

13. Назовите преимущества и недостатки политики социальной ответственности организации.14. В чем состоит сущность важнейших принципов социальной ответственности организации?15. Охарактеризуйте механизм влияния этики на социальную ответственность организации. 16. До каких пределов может простираться корпоративная социальная ответственность? 17. Как можно оценить вклад корпорации в общественное устойчивое развитие?
Темы докладов

1. «Корпоративное гражданство»: социальное и политической содержание.

2. Виды нефинансовых отчетов их цели, виды и примеры.

3. Краткая характеристика наиболее распространенных руководств в области КСО. (Глобальный договор ООН; Стандарт ИСО 26000 и КСО; СтандартIC CSR-08260008000 «Социальная ответственность организации»).

4. Приоритетные социальные программы компании: анализ программ.

5. Благотворительность как инструмент КСО компании: анализ.

6. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики: успешные модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: