Предметом описания произведений научно-популярной литературы является наука, а задачей - популяризация, распространение научных знаний среди широкой аудитории читателей.
Этот вид литературы считают ответвлением литературы научной, так как содержание и той и другой - достоверный материал науки. Различие же между ними определяется степенью сложности и характером изложения. В этом плане тексты научно-популярной литературы специфичны.
Научно-популярную литературу следует рассматривать как явление массовое и по жанрово-тематическому направлению, и по охвату читательской аудитории.
Тематический диапазон научно-популярной литературы широк: все без исключения области наук и виды человеческой деятельности. Она должна рассказывать о науке и ее методах, результатах исследований, достижениях, открытиях, проблемных вопросах, гипотезах и направлениях научного поиска читателям самой широкой аудитории, читателям, не являющимся специалистами в области, которая рассматривалась в издании.
|
|
Существуют разновидности научно-популярной литературы: научно-художественная и научно-фантастическая литература. Последняя относится к художественной фантастике в более широком смысле этого слова. Отличие научно-художественной литературы от научно-популярной видят в присущей автору (популяризатору) более активной способности художественного видения (вернее, изображения) научных фактов.
Определение научно-популярного издания
«Научно-популярное издание есть издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и прикладной деятельности, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту» (ГОСТ 16447-78 «Издания. Термины и определения основных видов»).
Под изданием понимают отдельное литературное произведение, прошедшее редакционно-издательскую обработку и наделенное вследствие этого специфическими социально-коммуникативными функциями. Таким образом, научно-популярное издание в отличие от самого литературного произведения (произведения научно-популярной литературы) есть конкретная реализация социально-коммуникативной функции художественно-техническими средствами.