Подготовка выпускной квалификационной работы к защите

Законченная выпускной квалификационной работа подписывается студентом-выпускником и представляется научному руководителю. После просмотра и одобрения выпускной квалификационной работы руководитель подписывает работу и вместе со своим письменным отзывом представляет на проверку заведующему кафедрой.

В своем отзыве научный руководитель характеризует выпускную квалификационную работу.

Зав. кафедрой на основании этого отзыва (рецензии) принимает решение о допуске студента-выпускника к защите, делая соответствующую запись на титульном листе выпускной квалификационной работы.

Если же зав. кафедрой считает невозможным допустить студента-выпускника к защите выпускной квалификационной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры в присутствии научного руководителя и студента-выпускника.

Выпускная квалификационная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, должна быть также направлена на рецензию.

Отзыв специалиста организации, в которой выполнена выпускная квалификационная работа, приравнивается к внешней рецензии.

Выпускная квалификационная работа с отзывом (допуском) выпускающей кафедры, отзывом научного руководителя и рецензента направляется в ГАК для защиты. По желанию студента-выпускника в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной выпускной квалификационной работы, например, документы (отзывы, справки), указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы. Представленные материалы могут содействовать раскрытию научной и практической значимости выпускной квалификационной работы.

Подготовив выпускную квалификационную работу к защите, студент-выпускник готовит выступление (доклад), наглядную информацию — схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал — для использования во время защиты в ГАК. Могут быть подготовлены специальные материалы для раздачи членам ГАК.

Перед защитой выпускной квалификационной работы в ГАК выпускающая кафедра проводит предварительную защиту всех выпускных квалификационных работ кафедры на расширенном заседании.

Предварительная защита проводится не позднее чем за месяц до защиты в ГАК. Замечания и дополнения к выпускной квалификационной работе, высказанные на предзащите, обязательно учитываются студентом-выпускником до представления работы в ГАК.

2. Процедура защиты квалификационной (дипломной) работы в Го­сударственной аттестационной комиссии вуза

Студент-выпускник допускается к защите квалификационной (дип­ломной) работы в Государственной аттестационной комиссии, если им полностью выполнен учебный план и при наличии допуска к защите, подписанного заведующим выпускающей кафедры.

Процедура защиты квалификационных (дипломных) работ определяется Положением об итоговой государ­ственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российс­кой Федерации.

В соответствии с этим Положением к защите квалификационной (дипломной) работы допускаются студенты-выпускники, завершив­шие полный курс обучения и успешно прошедшие все аттестационные испытания (экзамены и зачеты) в соответствии с учебным планом.

Сдача итоговых экзаменов и защита квалификационных (диплом­ных) работ (проектов) проводятся на заседаниях Государственной аттестационной комиссии. Кроме членов комиссии на защите должен присутствовать научный руководитель квалификационной (диплом­ной) работы и, по возможности, рецензент. Перед началом защиты членам ГАК секретарем Государственной аттестационной комиссии дается краткая информация из личного дела студента-выпускника.

Защита начинается с доклада (краткого сообщения) студента-вы­пускника по теме квалификационной (дипломной) работы. Слово для доклада студенту-выпускнику предоставляет председатель Государствен­ной аттестационной комиссии. Для доклада основных положений ква­лификационной (дипломной) работы, обоснования сделанных им вы­водов и предложений студенту-выпускнику предоставляется 10—15 ми­нут, что соответствует 4—4,5 страницам обычного текста до размера шрифта 12, набранного с межстрочным интервалом 1,5.

Доклад следует начинать с обоснования актуальности темы иссле­дования, его цели и задач, далее по главам раскрывать основное со­держание квалификационной (дипломной) работы, а затем осветить основные результаты работы, сделанные выводы и предложения. Сту­дент-выпускник должен сделать свой доклад свободно, не читая пись­менного текста. В процессе доклада необходимо использовать ком­пьютерную презентацию работы и наглядный графический материал (практическая часть проекта) иллюстрирующий основные положения работы.

После доклада студент-выпускник должен ответить на вопросы членов ГАК.

После ответов студента-выпускника на вопросы слово предостав­ляется научному руководителю. В конце своего выступления (рецен­зии) научный руководитель дает свою оценку квалификационной (дипломной) работе.

После выступления научного руководителя слово предоставляется рецензенту. В случае отсутствия последнего на заседании государствен­ной экзаменационной комиссии (ГЭК) его отзыв может зачитывать секретарь ГАКа. В конце своего выступления рецензент дает свою оценку квалификационной (дипломной) работе.

После выступления рецензента начинается обсуждение квалифика­ционной (дипломной) работы, или дискуссия, В дискуссии могут при­нять участие как члены ГАК, так и присутствующие заинтересован­ные лица.

После окончания обсуждения студенту-выпускнику предоставля­ется заключительное слово. В своем заключительном слове студент-вы­пускник отвечает на замечания рецензента, соглашаясь с ними или давая обоснованные возражения.

При оценке квалификационной (дипломной) работы по конкрет­ному направлению подготовки или специальности ГАК помимо Поло­жения руководствуется методическими рекомендациями соответству­ющего учебно-методического объединения (УМО) и инструментари­ем, описанным в Методике создания оценочных средств для итоговой аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государ­ственного образовательного стандарта высшего профессионального об­разования, рекомендованной письмом Министерства образования Рос­сийской Федерации от 16.02.2002 №14-55-353ин/15'.

Члены ГАК, участвующие в процедуре защиты студентом-выпуск­ником его квалификационной (дипломной) работы, помимо опреде­ления способности (готовности) студента-выпускника к будущей про­фессиональной деятельности на основе публичной защиты результа­тов квалификационной (дипломной) работы рассматривают также:

• отзыв научного руководителя студента-выпускника по подго­товке квалификационной (дипломной) работы;

• отзыв рецензента (рецензий).

Справочно. Отзыв научного руководителяэто упорядо­ченное перечисление качеств выпускника, вы­явленных в ходе его работы над заданием. Особое внимание уделяется оценке научным руково­дителем соответствия студента-выпускника требованиям, указанным в соответствующем государственном стандарте, а также оценке его личностных характеристик, как то: само­стоятельность, ответственность, умение орга­низовать свой труд и т.п.

Рецензент, как правило, сосредотачивает внимание на качестве выполненной работы и дает ее объективную оценку на основании требований соответствующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Отзыв рецензента, как правило, должен содержать подтверждение актуальности, научной новизны и практической значимости исследования, научно-практи­ческий профессионализм выполнения, достоинства (недостатки) ра­боты, соответствие ее установленным требованиям. Оценка ставится по пятибалльной шкале.

Результаты защиты определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Оценка квалификаци­онной (дипломной) работы дается членами Государственной аттеста­ционной комиссии на ее закрытом заседании. Комиссией принимается во внимание содержание работы, качество расчетов, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада отзывы на квалифика­ционную (дипломную) работу, уровень теоретической, научной и практической подготовки студента-выпускника. Оценки объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.

По результатам итоговой аттестации студентов-выпускников госу­дарственная комиссия по защите квалификационных (дипломных) работ принимает решение о присвоении им квалификации по направлению (спе­циальности) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании.

Студент-выпускник, не прошедший в течение установленного сро­ка обучения всех аттестационных испытаний, входящих в состав ито­говой государственной аттестации, отчисляется из высшего учебного заведения и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.

Студентам-выпускникам, не проходившим аттестационных испы­таний по уважительной причине, ректоратом может быть удлинен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более одного года.

После защиты квалификационная (дипломная) работа остается на выпускающей кафедре. Таблицы и схемы, а также другие раздаточные материалы остаются на кафедре и могут быть использованы в учебном кабинете в качестве наглядных пособий.

В том случае, когда защита квалификационной (дипломной) рабо­ты признается неудовлетворительной, ГАК устанавливает, может ли студент-выпускник представить ко вторичной защите ту же работу с соответствующей доработкой, определяемой комиссией, или же студент-выпускник обязан разработать новую тему, которая должна быть определена выпускающей кафедрой после первой защиты.

3. Рекомендации по составлению текста выступления на защите ква­лификационной (дипломной) работы

Какой бы великолепной ни была квалификационная (дипломная) работа, без квалифицированного ее представления невозможно полу­чить высокую оценку. Ведь оценка в значительной мере выставляется и за то, как студент-выпускник ее представит.

В тексте выступления студент-выпускник должен обосновать акту­альность избранной темы, произвести обзор других научных работ по избранной им теме (проблеме), показать научную новизну и практи­ческую значимость исследования, дать краткий обзор глав квалифи­кационной (дипломной) работы и, самое главное, представить полу­ченные в процессе результаты.

Первоначально остановимся на содержании выступления и исполь­зовании результатов исследования.

Во-первых, текст выступления должен быть максимально прибли­жен к тексту квалификационной (дипломной) работы, поэтому осно­ву выступления составляют Введение и Заключение, которые исполь­зуются в выступлении практически полностью. Также практически полностью используются выводы в конце каждой из глав.

Во-вторых, в выступлении должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в квалификационной (дипломной) работе. Использование в выступлении данных, не исполь­зованных в квалификационной (дипломной) работе, недопустимо.

Структуру текста выступления при защите квалификационной (дип­ломной) работы можно представить в виде следующей таблицы

Структура выступления

Раздел выступления Продолжительность (мин.)
Приветствие членов комиссии. 0,1
Введение. Обоснование темы исследования (актуальность, объект, предмет исследования, цель, задачи, методы и т.д.) 2,8
Краткое содержание работы (основная идея и выводы по главам) 0,5-1,5
Результаты опытно-экспериментальной работы 3-5
Заключение (основные выводы, дальнейшие перспективы разработки проблемы)  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: