Категория «социальное воспитание» в контексте современных педагогических исследований

К.п.н. Архипова А.А.

Понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось сравнительно недавно. Социально-педагогическая деятельность – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Особенность данного вида профессиональной деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает тогда, когда у человека возникают проблемы во взаимодействии со средой и он нуждается в специальной помощи в социализации. Важнейшей частью помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием человека, содействием его развитию. Однако профессиональная задача социального педагога состоит в актуализации активности самого человека в решении социальных проблем.

Проблема воспитания всегда интересовала ученых-педагогов. То, что она неоправданно оказалась на периферии внимания исследователей и практиков, отрицательно сказалось на результатах воспитания молодого поколения. Неслучайно сейчас на всех уровнях актуализируется интерес к этому педагогическому феномену (Проект концепции воспитания Министерства образования и науки РФ-2004г, концепции воспитания молодежи в регионах, эксперименты в различных типах образовательных учреждений по проблеме воспитания и т.д.). По своей сущности воспитание в значительной степени актуализирует социальную функцию. Рассмотрение воспитания как «вечной» категории в широком социальном контексте отношений человека с миром, позволяет определить его как закон общественного развития, как многоаспектное и полифункциональное социокультурное явление, специфичное в новых социально-экономическим условиях становления российского общества.

Сегодня признают все, что воспитание – это многоуровневая система, включающая подсистемы общегосударственного, национального, социально-группового воспитания и самовоспитания, касающаяся всех возрастов жизнедеятельности человека. Построение системы воспитания на общегосударственном уровне всегда предполагало наличие какого-то императива, указывающего общий вектор развития этой системы.

История педагогики и школы однозначно убеждает, что воспитание рассматривалось во все времена, прежде всего, как средство социализации индивидуума, способ передачи социального опыта и ценностей от старших поколений к младшим. Описывая педагогическую сущность процесса социализации ребенка, необходимо отметить, что содержание этого процесса определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка, с другой. Определяя становление личности, социализация существует в двух планах:

  • Широкие социальные влияния, недостаточно организованные и контролируемые (воздействие средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи);
  • Спонтанные проявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении (меняющиеся отношения, взгляды, оценки, ценности).

Первый план социализации не только непосредственно связан с воспитанием, но, по сути, является более широкой формой воспитания, чем воспитание в семье или школе. Второй план социализации, хотя зачастую воспринимается как «слабое место» воспитания, на самом деле способствует саморазвитию личности, являясь его механизмом.

В последнее время поиск основополагающих подходов к новой стратегии воспитания стал более многосторонним и интенсивным. Исследователями признается, что воспитание, с одной стороны, призвано адаптировать подрастающих детей к наличному социуму, но, воспитывая излишне адаптированного человека, общество в результате может получить инфантильное существо, не способное противостоять жизненным изменениям. Видимо поэтому большинство современных воспитательных концепции имеют в своей основе социальную направленность формирующих функций воспитания, ведь содержанием воспитательного процесса всегда являются внутренние процессы развития и формирования личности по линии социокультурной адаптации, социализации и самореализации в процессе освоения социального опыта. Поэтому педагогические исследования ориентированы на поиск такой системы воспитания, чтобы социализируясь, личность имела в качестве цели саму себя, свое саморазвитие, свое жизненное самоопределение. Такое понимание цели воспитания рассматривает социальный опыт ребенка как основу его социализации. Примерами таких воспитательных концепций могут явиться следующие современные подходы:

  • Системно-ролевая концепция воспитания Н.М. Таланчука: по мнению автора, воспитание происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека», поэтому на процесс воспитания оказывает влияние содержание общественного развития, состояние социума.
  • Социальная концепция воспитания, разработанная группой авторов М.И. Рожковым, Л.В. Байбородовой, О.С. Гребенюком, М.А. Ковальчук, где воспитание рассматривается как процесс социализации.
  • Концепция воспитания – педагогической поддержки ребенка О.С. Газмана, Т.В. Анохиной, В.П. Бедерхановой, Н.Б. Крыловой, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфиным, согласно которой воспитание рассматривается как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.
  • Концепция воспитания, получившая название самовоспитание, автора Г.К.Селевко, в которой воспитание рассматривается как процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Как видно из краткой характеристики представленных концепций все они рассматривают воспитание в контексте социализации ребенка, ориентируясь на ценность собственного социального опыта ребенка. Как известно, опыт — это эмпирическое познание действительности; чувственно-эмпирическое отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания; единство знаний и практически усвоенных навыков, умений. Эта категория также связана с категорией деятельности, однако вместе с уровнем ее выполнения отражает и ценностно-смысловые ориентации человека, являющегося в данном случае субъектом. Современная педагогическая наука понимает воспитание как процесс, который сохраняет гуманную природу общества, создает условия для развития социума, продуктивного существования личности. Современное воспитание призвано привести человека к осознанию собственной ответственности за самого себя и направленно­сти к основам человеческого существования.

Социальное воспитание рассматривается как важнейшая составляющая часть общей системы воспитания, направленная на социальное развитие личности ребенка, его духовности. В нем, как части общего, актуализируются такие виды воспитания как патриотическое, нравственное, эстетическое, правовое, экономическое, экологическое, и другие, формирующие гражданские и индивидуальные качества личности ребенка.

На сегодняшний день социальное воспитание понимается как область педагогического знания, которое призвано изучать и решать комплексные проблемы человека в среде, учитывая все воздействия, которые испытывает индивид на всех этапах социального становления и развития личности. Термин «социальный» означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. По своей сути социальное воспитание – это целенаправленная воспитательная деятельность, связанная с жизнедеятельностью людей в обществе.

Социальное воспитание рассматривает с педагогических позиций практически все сферы социальной жизни и деятельности: семейный социум, детство, отрочество, юность, школу и другие учебные заведения, специфику городского микрорайона и сельской общины, различные группы риска и т.д.

Общественное социальное воспитание - педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь, предполагает использование всех средств общества для формирования личности, адекватной требованиям общества и в определенной мере опережающей его развитие.

Становление социального воспитания как научной категории начинается в России в 20-х - начале 30-х годов XX века. Одной из проблем, побудившей исследователей обратиться к данному вопросу, было обостренное внимание к человеку, повышение роли человеческого фактора и трудности ее реализации в переходный период. В данную историческую эпоху понятие «социальное воспитание» использовалось как «соцвос» - широкий термин, применяемый для обозначения государственных органов, которые управляли детскими государственными учреждениями; а также для описания системы общественного воспитания.

Главная идея социального воспитания в России в 20-х гг. заключалась в гармоничном сочетании индивидуального и общественного, которое в первую очередь прослеживалось через взаимодействие школы и среды.

В 1923 году Н.Н.Иорданский («Основы и практика социального воспитания») дает 4 основные характеристики сущности социального воспитания:

• Это вся система воспитания со всеми ее сторонами (учебные занятия, их обстановка, организация детей, личность учителя)

• Это понимание воспитания как общественного явления, которое опирается в своей организации на общественные формы жизни

• Это воспитание социальных навыков, создание социальной жизни детей в школах и внешкольных учреждениях, организации этой жизни на основе самоуправления

• Это предмет социальной педагогики как научной и практической дисциплины.

С развитием педологии активизируется исследование проблем социального воспитания. Л.С.Выготский был первым, который заявил, что социальное и индивидуальное в развитии ребенка не противостоят друг другу, социальное -это не просто влияние среды, это источник развития личности. Но к концу 30-х гг главным в деятельности педагогического коллектива становится улучшение учебно-воспитательного процесса внутри школы. Проблема социального воспитания исчезает со страниц научной педагогической литературы. В 50-60-е гг. на смену термину «социальное воспитание» пришел «коммунистическое воспитание». Второе рождение термин «социальное воспитание» переживает в 90-е г. XX века в связи со становлением социальной педагогики как новой научной области и практической деятельности, и рассматривается отдельными исследователями как предмет данной науки (И.Д.Зверева, А.О.Малько, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов). В этот период происходит переосмысление сущности воспитания как социального феномена, идет поиск форм и способов воспитания непосредственно в практике социальной жизни.

До сих пор на страницах научной социально-педагогической литературы идет полемика относительно трактовки понятия «социальное воспитание». В современных педагогических исследованиях оно рассматривается и как «вид духовных отношений» (В.Д. Семенов), и как «эффективная система духовного воспитания народа» (А.И.Арнольдов), и как «заботу общества и государства о своем прогрессе» (Р.В.Овчарова), однако основные подходы к данной категории можно обозначить следующим образом:

· Процесс создания условий для успешной социализации, социального развития личности, развития умений, выполнения социальных ролей, построения собственной жизнедеятельности на основе формирования человеческих качеств, отвечающих морально-нравственным основам общества. (Суртаева)

· Планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации. (Мудрик А.В.)

· Специально организованный процесс социокультурной идентификации человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение. (Борытко Н.М.)

· Система общественной помощи подрастающему поколению во время вступления во взрослую жизнь. (Мардахаев)

· Целенаправленная педагогическая деятельность, способствующая решению социальных проблем ребенка. (Барышников)

Таким образом, обобщая представленные подходы, можно сделать вывод, что социальное воспитание рассматривается как составная часть социально-контролируемой социализации и понимается как создание условий для целенаправленного развития духовно-ценностной ориентации человека. Согласно данному заключению, основанному на личностно-ориентированной парадигме, социальное воспитание рассматривается как часть процесса социализации, включающего в себя, наряду со стихийной и относительно направляемой социализации, самоизменение человека. Кроме того, социальное воспитание понимается как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи человеку.

Приоритет в социальном воспитании принадлежит семье, где человек проходит первичную и главную социализации, в других общественных структурах происходит последующая социализация. Объектом социального воспитания является система социальных взаимодействий человека в его ближайшем окружении, а предметом – процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека на протяжении всей его жизни в различных сферах его микросреды. Важно заметить, что ребенок в данном случае рассматривается как активный субъект воспитания. Поэтому важнейшим условием воспитания является способность человека к саморазвитию и самоопределению. Важнейшей задачей воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников на преодоление трудностей, нарастающих в ходе саморазвития. Воспитание в таком понимании ориентировано на выработку у подрастающего человека умения в решении жизненных проблем делать осознанный выбор нравственным путем, что требует обращения его «вовнутрь себя», к своим истокам. Это поиск человеком способов построения нравствен­ной жизни на сознательной основе. Этот поиск осуществляется через самоопределение, социум предоставляет ребенку выбор, а педагог — поддержку в выборе и принятии (переживании) ценностей. Таким образом, социальное воспитание обеспечивает не только «выход в социум», но и «обретение себя».

Деятельность всех субъектов социального воспитания предусматривает 3 взаимосвязанных направления:

1. передача (организация) социального опыта детей и создание необходимых и наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития каждого ребенка, самовоспитание в желаемом для общества направлении, актуализацию различных направлений развития ребенка в социуме;

2. создание воспитывающей среды в семье и ближайшем окружении ребенка, формирование в микросреде социально одобряемых норм, ориентаций, ценностей;

3. процесс социальной реабилитации, предполагающий комплекс мер преодоления асоциальных отклонений в развитии личности и поведении, обеспечение социальной помощи и защиты.

Социальное воспитание осуществляется на нескольких взаимосвязанных уровнях. Наиболее общий из них – с позиции общества (государства) – заключается в создании институтов, призванных обеспечить реализацию социальных установок в воспитании подрастающего поколения, на данном уровне определяются требования к формированию личности, к решению социальных задач воспитания. Следующим уровнем социального воспитания выступают социальные институты, решающие задачи общественного воспитания, обусловленного законами, нормами, правилами и традициями общества, готовя воспитанников к жизни в нем. Основными направлениями социального воспитания на данном уровне являются:

  • Осуществление воспитания, направленного на формирование определенного (профессионального) социального предназначения, статуса человека.
  • Обеспечение специального социального воспитания по определенному социальному идеалу (модели), детерминированное социальной востребованностью формируемой личности.
  • Реализация направленного социального воспитания, учитывающего личностные, социальные проблемы ребенка в соответствии с потребностями среды его жизнедеятельности.

Следует охарактеризовать еще один уровень социального воспитания – самовоспитание, создающее условия для сознательного социального самосовершенствования человека, что многими современными исследователями рассматривается как результат социального воспитания (формирование субъекта воспитания). Очевидно, что успешность данного процесса во многом определяется предшествующим социальным опытом и наиболее актуален для того периода, когда человек находится на этапе социального выбора и практической деятельности по его достижению. Выбор рассматривается как деятельность человека по анализу альтернатив на основе личностно-смыслового отношения к ним. (Л. А. Григорьева, П. И. Дзыг­вин­ский, Е. А. Кост­ри­ко­ва и др.). «Выбор, — отмечает Е. А. Кострикова, — всегда обращен в настоящее, он преддверие действия. Это переход от слова через оценку к поступку». Важно заметить, что социальный выбор может носить как позитивный, так и негативный характер, соответственно, работа социального педагога по организации социального воспитания оказывается в этой ситуации просто необходимой. Проблема определения собственного социального выбора обычно становится актуальной в подростковом возрасте, когда формируется личностная основа человека, и опыт предшествующего социального воспитания во многом скажется на формировании ценностно-смысловой базы поведения человека, именно поэтому важно, чтобы к подростковому возрасту ребенок имел преимущественно позитивный опыт социального воспитания, что и является одной из основных задач нашего исследования. Ситуация выбора и процесс ее развертывания выступают своего рода «квантом» самоопределения школьника в социально-педагогическом процессе. Психологический механизм такого самоопределения, по мнению Борытко, может быть описан последовательностью следующих шагов:

· преднамеренность поступка, т.е. принятия решения субъектом о том, что образ будущего результата поступка отвечает мотиву его деятельности;

· этот образ приобретает для субъекта личностный смысл;

· он же должен выступить для него как цель поступка.

По сути, автором предлагается некий алгоритм деятельности воспитателя по достижению целей социального воспитания.

Анализируя имеющиеся в литературе разработки, касающиеся теории социального воспитания, можно сформулировать цели последнего (Т.Ф.Яркина, Барышников, Суртаева, И.К. Дракина):

- воспитание духовности;

- помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений, которые сложились в семье и обществе;

- создание условий для социальной успешности;

- развитие социальной активности и творчества;

- формирование ценностно-смысловых ориентиров социальной жизни.

Видится необходимым включить в данный ряд и такие задачи, как формирование у воспитанников потребности в саморазвитии, самопомощи, активной стратегии преодоления жизненных проблем; сохранение естественных механизмов развития личности, акцентирующих внимание на субъектах социального воспитания; создание условий для профилактики возможных трудностей в социализации детей, подчеркивающей социально-педагогических ракурс проблемы.

Кроме того, необходимо остановиться и на дискуссионном вопросе о результатах социального воспитания. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что в качестве результата воспитания следует рассматривать не количественные показатели (проведенные мероприятия, переданные знания, сформированные умения, взгляды и т.д.), а получение иного качества педагогического процесса, которое реализуется одновременно в его субъектах (педагоге и воспитаннике) и предмете их совместной деятельности (педагогическом взаимодействии). Е. В. Титова, анализируя вопрос о результативности методики воспитания, приходит к выводу, что «это вопрос о том, насколько разработка и применение алгоритма конструирования и организации воспитательной деятельности позволяет добиться такого ее качества организации деятельности, при котором обеспечиваются максимальные возможности (оптимальные условия) личностного проявления воспитанников, их позитивной самореализации, самораскрытия». Результативность воспитательной деятельности в ее исследовании означает достижение педагогом такого качества организации деятельности воспитанников, при котором обеспечивается реальная возможность:

· разностороннего их личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности);

· обогащения их личного опыта социально и личностно значимым содержанием;

· продуктивность их деятельности, выражаемая в соответствующих предметно-практических достижениях.

И.П.Иванов считает, что результаты воспитательной деятельности должны быть «жизненно практическими», т.е. это должны быть реальные достижения воспитанников в различных конкретных видах деятельности (трудовой, познавательной, художественно-эстетической, спортивной, социально-творческой и др.). Однако ряд ученых считают, что под результатами воспитания наиболее корректно будет понимать не вообще достигнутый уровень сформированности тех или иных свойств или качеств личности (т. к. уровень этот может быть достигнут совсем не в результате воспитательной деятельности), а лишь положительную динамику проявлений позитивных личностных свойств воспитанников в специально организуемом воспитательном процессе или отрицательную динамику негативных проявлений воспитанников. Между тем, по мнению Головановой Н.Ф., результатом социального воспитания, как части социализации, следует считать социальный опыт ребенка, «признаки качества воспитания надо искать в том, насколько выпускники школы владеют опытом человеческой жизни вне системы образования, насколько они социализированы». Личностный опыт — это осмысленный субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, которая востребо­вала приложение личностного потенциала индивида, его проявле­ние как личности. (В.В.Сериков). Нам близка позиция данных исследователей (Голованова, Барышников), отмечающих в качестве результата социального воспитания достижения воспитанниками успешного баланса между адаптацией и обособлением в обществе, а именно, социализированность. Продолжая данную мысль, результатом социального воспитания, мы считаем приобретение личностью воспитанника нового качества – адаптивности, т.е. способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в сложных жизненных ситуациях, что в современных стремительно изменяющихся социальных условиях видится нам крайне актуальным. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни – быть ее автором и творцом.

В этом умозаключении мы перекликаемся с подходом болгарского автора В.Брецинки, определяющей результат социального воспитания как интегральное качество личности, названное ею «жизнеспособность», предполагающее «жизненное мужество, радость жизни, веру в смысл жизни, готовность активно созидать свою собственную жизнь, потребность в деятельности, понимание общественных интересов, способность адаптироваться к существующим жизненным порядкам, умение признавать их справедливость и законность». Таким образом, наша позиция согласуется с основными современными направлениями теории социального воспитания.

Итак, можно сказать, что процесс социального воспитания – одно из направлений комплексной системы социальной поддержки и психолого-педагогической помощи, осуществляемой в рамках социально-педагогической деятельности. Его основная задача – создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития личности и в результате – эффективного выполнения человеком своих основных функций, сформированных в процессе социализации.

Приложение 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: