Условия и порядок прекращения прав на землю

Земельным кодексом РФ установлены не только основания, но и условия, а также порядок прекращения прав на землю.

Исходя из ст. 52 ЗК отчуждение земельного участка его собственником может осуществляться на основании сделок по отчуждению участка, предусмотренных гражданским законодательством, а также в порядке отказа от участка. Земельный участок может быть отчужден при обращении на него взыскания, например при невыполнении основного обязательства и обращении взыскания на земельный участок как предмет ипотеки.

Особо следует указать на то, что порядок отчуждения земельных участочков из земель сельскохозяйственного назначения (тех из них, что задействованы в сельскохозяйственном производстве) установлен Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Так, указанным Законом (ст. 5) установлена обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности. Ст. 8 того же Закона определено, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Статьей 53 ЗК урегулирована процедура отказа от земельного участка. Решение о прекращении права принимает орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника в отношении земельного участка. Перечень документов, установленный п. 3 ст. 53 ЗК, в целом, следует перечню документов, подаваемых лицом на осуществление государственной регистрации права на земельный участок (см. Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Можно предположить, что это связано с необходимостью впоследствии осуществить запись в ЕГРП о прекращении права на земельный участок.

Норма п. 5 ст. 53 ЗК стремится разрешить коллизию, исходя из которой пользователя земельного участка в целях реализации отказа от участка подчас принуждали осуществить государственную регистрацию права на участок, что приводило к необоснованным издержкам со стороны пользователя.

Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка определены ст. 54 ЗК. Таким образом, права лиц, не являющихся собственниками земельных участков, могут быть прекращены принудительно ввиду ненадлежащего использования земельного участка в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок ввиду ненадлежащего использования земельного участка, т.е., нарушения требований законодательства по использованию земли, наступает по основаниям и в порядке, предусмотренном ГК (ст. 284-286).

Пункт 2 указанной статьи ЗК устанавливает то правило, согласно которому изъятие земельного участка у лиц, не являющихся собственниками земельных участков может наступить после привлечения их к административной ответственности. Состав правонарушения при этом и основания изъятия земельного участка должны быть одними и теми же. Привлечение к административной ответственности за ненадлежащее использование земельного участка наступает на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ).

Заметим, что правонарушения в области ненадлежащего использования земельных участков следует отличать от правонарушений, связанных с самовольным занятием земельных участков, также установленных КоАП. К ответственности за правонарушения, связанные с самовольным занятием земель, привлекаются лица, не обладающие правами на используемые земельные участки.

В ст. 53 ЗК (п. 3) описан порядок действий уполномоченных лиц в связи с привлечением к административной ответственности. При этом установлено, что одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса и предоставившего земельный участок. Форма предупреждения о допущенных земельных правонарушениях установлена в качестве приложения к Положению о государственном земельном контроле, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689.

Принудительное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования осуществляется на основании решения суда. При рассмотрении судебных споров суды обращают внимание на наличие состава правонарушения, соблюдение требований КоАП и настоящего Кодекса о привлечении виновных лиц к ответственности, на иные значимые с правовой точки зрения обстоятельства.

Обратим внимание на то, что прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства. Возмещение причиненного виновным лицом вреда осуществляется в соответствии со ст. 76 ЗК и гражданским законодательством. Так, п. 1 ст. 76 ЗК устанавливает, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. В то же время следует иметь в виду, что ГКобращается к категории "возмещение вреда" преимущественно при осуществлении возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. В случае наступления негативных последствий в связи неправомерным использованием имущества или осуществлении сделки ГК обращается к категории "возмещение ущерба" или убытков. При этом возмещение убытков рассматривается как один из способов защиты нарушенного права. Согласно п. 2 ст. 15 ГК под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.

Обжалование решения уполномоченного органа об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке также является одним из способов защиты прав на земельные участки. Обжалование осуществляется в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Как уже было сказано, самостоятельным институтом земельного законодательства является изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Условия и порядок изъятия установлены ст. 55 ЗК.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд является одним из правовых способов обеспечения публичных интересов при использовании земельных участков. Пунктом 1 комментируемой статьи определено, что изъятье не может произведено по усмотрению уполномоченного органа, принимающего решение об изъятии, а только в связи с наступлением обстоятельств, указанных в ст. 49 ЗК.

Пунктом 2 ст. 55 установлены гарантии прав владельцев земельного участка в связи с его изъятием. Данные положения основаны на норме ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В отношении настоящей нормы дано разъяснение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ*(42), согласно которому под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силуп. 2 ст. 281 ГК и п. 4 ст. 63 ЗК включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно ст. 280 ГК собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (ст. 281 ГК) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе.

В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 ЗК устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" (ст. 9).

Согласно Гражданскому кодексу РФ (гл. 17) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе как с согласия собственника.

Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Следует иметь в виду, что ст. 283 ГК установлено, что в случаях когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным ст. 279-282 ГК, для изъятия земельного участка, находящего в собственности граждан или юридических лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: