Задача выбора поставщика с учетом динамики показателей его работы

При решении задачи выбора поставщика следует ориентироваться не только на его нынешнее состояние, но и на динамику показателей его работы. Так, например, казалось бы, вполне благополучный поставщик может оказаться на грани финансового краха; поставщик может иметь старую изношенную технику, что неизбежно приведет к увеличению задержек поставок; малоопытный работник, активно занимающийся повышением своего профессионального уровня, может оказаться через пару лет значительно полезнее для фирмы, чем многоопытный престарелый работник и пр. Следовательно, система контроля исполнения договоров поставки должна позволять накапливать информацию, необходимую для прогнозирования изменений качественных показателей работы потенциальных поставщиков.

Некоторая фирма в течение двух лет получала товары А и В от двух поставщиков Р1 и Р2, однако было принято решение заключить долгосрочный договор только с одним из них.

В таблицах 1.3-1.5 приведены данные о динамике показателей работы.

Таблица 1.3 - Динамика цен на поставляемые товары

Поставщик Год Объем поставки, ед./год Цена за единицу
товара А товара В товара А товара В
Р1          
         
Р2          
         

По этим показателям никак нельзя отдать предпочтение ни одному из поставщиков: одни показатели улучшаются, а другие ухудшаются.

Таблица 1.4 - Динамика поставки бракованной продукции

Поставщик Год Объем поставки бракованной продукции, ед./год
Р1    
   
Р2    
   

По этой таблице так же трудно отдать предпочтение одному из поставщиков: хотя у Р1 брака значительно меньше, чем у Р2, но динамика этого показателя у него значительно хуже.

Таблица 1.5 - Динамика задержек поставок

Поставщик Год Количество поставок, шт. Всего опозданий, дней
Р1      
     
Р2      
     

Методом экспертных оценок были определены весовые коэффициенты критериев сравнения поставщиков:

цена 0,5
качество 0,3
надежность поставки 0,2

В данном случае надежность поставки имеет минимальный вес, т.к. товары А и В не требуют бесперебойного пополнения.

Темп роста цены на i-ю разновидность товара у j-го поставщика

(1.1)

где Cij2 – цена i -го товара у j -го поставщика во втором году;

Cij1 – цена i -го товара у j -го поставщика в первом году.

Доля i-го товара в общем объеме поставок j-го поставщика

(1.2)

где Sij – сумма, на которую поставлен товар i -го вида j -м поставщиком;

Gij – объем поставки товара i -го вида j -м поставщиком;

ΣSij – сумма, на которую поставлены все товары j -м поставщиком.

Средневзвешенный темп роста цен у j-го поставщика

(1.3)

В условиях данной задачи для первого поставщика по товару А и В соответственно

 
 

Для второго поставщика по товару А и В соответственно

 
 

Доля товара вида А в общем объеме поставок первого поставщика

 

Доля товара вида В в общем объеме поставок первого поставщика

 

Доля товара вида А в общем объеме поставок второго поставщика

 

Доля товара вида В в общем объеме поставок второго поставщика

 

Тогда средневзвешенный темп роста цен у первого поставщика.

 

Средневзвешенный темп роста цен у второго поставщика.

 

Темп роста поставок бракованной продукции j-м поставщиком

(1.4)

где dб1j – доля бракованной продукции j -го поставщика в первый год поставок;

dб2j – доля бракованной продукции j -го поставщика во второй год поставок.

Для первого поставщика

 
 
 

Для второго поставщика

 
 
 

Темп роста средней задержки поставок

(1.5)

где Тср1 и Тср2 – среднее время опоздания поставки в первом и втором году, соответственно.

Среднее время опоздания определяется частным от деления общего числа дней опоздания на число поставок.

В данном случае для первого поставщика

 
 
 

Для второго поставщика

 
 
 

Результаты расчетов сведены в таблицу 1.6.

Таблица 1.6 - Расчет рейтинга поставщика

Показатель Весовой коэффициент Оценка поставщика Произведение оценки на весовой коэффициент
Р1 Р2 Р1 Р2
цена 0,5 48,8 119,64 24,4 59,82
качество 0,3 40,41 22,1 12,123 6,63
надежность 0,2 65,14 68,38 13,03 13,68
Рейтинг поставщика 49,55 80,13

В данном случае темп роста показателей отражает увеличение негативных характеристик поставщика, поэтому предпочтение очевидно следует отдать тому из них, чей рейтинг ниже. В данном примере предпочтение следует отдать первому поставщику благодаря более низкой цене, несмотря на большее количество брака.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: