Сущность и задачи закупочной логистики

В условиях рыночной экономики организация и технология закупочной работы в Казахстане претерпела коренные изменения: на смену фондовому распределению товаров при административно – командной экономике, системе централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, твердых государственных цен пришла эпоха свободных рыночных отношений. Основной целью закупочной логистики является управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Основным структурным подразделением, выполняющим функции закупочной логистики на производственных и торговых предприятиях является служба снабжения или материально – технического обеспечения, которая рассматривается на микро – и макроуровнях.

На макроуровне служба снабжения является элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие. На микроуровне является одним из подразделений, обеспечивающим предприятие всеми необходимыми для производства материалами.

На макроуровне служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико – технологические, экономические и методологические вопросы, сязанные с поставкой товаров, и таким образом, является элементом макрологистической системы. Служба снабжения, работая на предприятие, в тоже время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы, при этом собственные интересы должны уступать общесистемным. Предприятия при таком подходе выигрывает как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы, - улучшается положение предприятия как элемента.

На микроуровне служба снабжения является элементом предприятия и преследует цели повышения эффективности его деятельности. При этом она должна органически вписываться в микрологистическую систему в цепи снабжение – производство – сбыт. Получение эффекта синергии на этом уровне достигается через обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта.

Закупочная деятельность должна базироваться на принципах современной концепции маркетинга, т.е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, сходя из нее, стратегия развития производства и уже затем – стратегия снабжения производства. С помощью методов маркетинга служба снабжения и производственный сектор получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции могут принести наибольшую прибыль. Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной работы по закупкам товаров.

Рассмотрим основные функции службы снабжения:

1. выявление и изучение потенциальных поставщиков продукции;

2. определение потребности и расчет количества заказываемой продукции;

3. принятия решения о заказе, его форме и условиях выполнения;

4. установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними;

5. управление запасами поставляемой продукции;

6. учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.

Принципы снабжения:

1. планомерность – завоз продукции на основе плановых графиков проверки наличия продукции на складах и завоза новой партии;

2. ритмичность – завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых торговых предприятий, складов, транспорта других звеньев цепи поставок;

3. гибкость – осуществление процесса снабжения продукцией зависимости от изменения ситуации на рынке;

4. экономичность – минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно – разгрузочных работ, установления оптимальной звенности цепи поставок;

5. технологичность – использование современных технологий закупок и поставок, достижение технико – технологической согласованности с поставщиками.

Закупочная деятельность любого предприятия решает следующее основные вопросы:

1. какие материалы требуются;
2. какое количество материалов для производства продукта необходимо закупить;
3. на каких условиях произвести закупку продукции.

Помимо данного перечня логистика также решает вопросы:

1. системно увязать деятельность предприятия с поставщиками;
2. оптимизировать закупочную деятельность предприятия в соответствии с требованиями повышения общей эффективности предприятия;
3. увязать закупки с производством и сбытом на основе системного подхода для получения эффекта синергии;

4. определить организационную структуру службы снабжения для выполнения логистических функций закупок.

Реализация задач осуществляется на следующих этапах.

1. Осознание потребности в материальных ресурсах. Выявляется потребность предприятия, которую можно удовлетворить путем приобретения продукции.

2. Общее описание потребности. Указываются основные характеристики и необходимое количество требуемой продукции.

3. Формирование плана закупок. Составляется список всех закупок для предприятия, а также график закупок каждого вида продукции.

4. Исследование рынка закупок, т.е. поставщиков необходимой продукции.

5. Выбор поставщиков.

6. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо знать, во что обходятся те или иные работы и решения.

7. Оформление заказа.

8. Осуществление закупок.

9. Контроль поставок.

10. Обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств. Решаются проблемы претензионной работы в случае нарушения поставщиком договорных обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: