Категории, функции и многоуровневая система этики социального работника

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов социальной работы. Глубокое знание моральных норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное, творческое применение их в повседневной деятельности помогает социальному работнику, наряду с теоретическим обоснованием необходимости действий, законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного пути решения проблемы, осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений. Этический подход к профессиональной деятельности социального работника позволяет повысить индивидуальную и коллективную ответственность специалистов за свои действия, тем самым поднять значимость и авторитетность профессиональной деятельности каждого социального работника, всей системы социальной защиты населения.

Социальный работник должен руководствоваться принципами профессиональной этики на всех уровнях взаимодействия, тем более, что многоуровневая система этики социальной работы определила, какими критериями следует руководствоваться. Рассмотрим уровни этики социальной работы более детально:

1. Применение внутренних этических стандартов ко всем типам взаимодействий внутри системы: социальный работник — клиент, социальный работник — социальный работник, социальная служба — социальная служба и т. п. На этом уровне происходит формирование самих действий и отношений, возникающих в системе и их оценивание с точки зрения представителей профессиональной группы.

2. Оценка поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов универсального характера, принятых обществом в качестве моральных норм. На этом уровне социальные работники и их действия рассматриваются и оцениваются как бы извне, со стороны клиентов и их социального окружения. Вместе с тем на этом уровне на поведение и действия социальных работников также оказывается формирующее их с точки зрения ожиданий, клиентов и их окружения воздействие.

3. Оценивание социальной работы в целом как социального института, в рамках которого социальные работники включаются в широкий спектр внешних взаимоотношений с любыми структурами, с точки зрения его (социального института) социальной целесообразности и нравственности. Этот уровень включает в себя оценку социальной полезности, необходимости социальной работы для общества и ее объективное признание обществом, сопоставление этичности содержания и внешних проявлений профессиональной деятельности с точки зрения ожиданий общества.

Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

Профессиональные этические отношения в социальной работе заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек — среда». Эти отношения возникают между социальными работниками как членами коллектива, между социальными работниками и их клиентами и социальным окружением клиентов, между социальными работниками и различного рода учреждениями, организациями, частными лицами, с которыми социальные работники связываются по поводу оказания помощи клиентам. Наконец, это отношения, возникающие между институтом социальной работы как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством в целом и обществом. Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работы и подчиняющих себе всю деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и актуализировать в работе субъекты социальной деятельности; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.

Этическое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Эта особая форма осознания специалистом социальной необходимости получает специфическое нравственное обоснование: поведение и деятельность рассматриваются уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности. Высшим мерилом ценности поступка является благо, общества и клиентов социальной работы, а значит, с точки зрения нравственности, и самого социального работника.

Деятельность социального работника характеризуется определенными структурными элементами, которые могут, быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностном ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле. Так, например: высшей целью и мерилом нравственности деятельности может быть только благо клиента и общества. Вопрос о соотношении цели и средств ее достижения является одним из ключевых вопросов этики. Несмотря на то, что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:

оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия, цели и задачи участников процесса, их устремления и намерения, избранные ими средства достижения цели и конечные результаты;

регулятивная — вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника, чтобы он гармонично вписывался в деятельность всей профессиональной группы и соответствовал сущности профессии;

организационная — служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;

управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела;

мотивационная — служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;

регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;

воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия со­циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

воспитательная — служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;

коммуникативная — служит средством коммуникации между специалистами и их клиентами;

оптимизирующая — способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;

стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и. представителями различных учреждений;

рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;

превентивная — предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;

разрешения противоречий — способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих в про­цессе социальной работы между ее субъектами и объектами;

информационная — приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

социальная — способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;

социализирующая — служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Многообразие функций, многоуровневая система и обширный перечень категорий профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью. Этически ориентированная социальная работа соединяет сущее с должным на основах морали и нравственности. Она не ограничивает себя абстрактными нормами и ценностями, а рассматривается в практических ситуациях, учит видеть контекст поведения и действий специалиста, выходящий за рамки чисто практических, непосредственных производственных интересов, т. е. помогает сопоставить объективное и субъективное, абсолютное и ситуативно обусловленное. Этика социальной работы изучает поведение специалиста относительно ценностных ориентации, оценивает его мотивы и результаты его действий с точки зрения добра и зла. Она подчиняется одному из важнейших этических постулатов: каждый социальный работник ответствен за зло и несчастье, о котором он знает и которое может предотвратить.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: