Чтение и анализ таблиц

Чтение и анализ таблиц должны осуществляться в определённой последовательности. Чтение предполагает, что исследователь, прочитав слова и числа таблицы, усвоил её содержание, сформулировал первые суждения об объекте, уяснил назначение таблицы, понял её содержание в целом, дал оценку явлению или процессу, описанному в таблице.

Анализ таблицы как метод научного исследования путём разбиения предмета на части делится на структурный и содержательный.

Структурный анализ предполагает анализ строения таблицы, характеристику представленных в таблице:

- совокупности и единиц наблюдения, формирующих её;

- признаков и их комбинаций, формирующих подлежащее и сказуемое таблицы;

- признаков: количественных и атрибутивных;

- соотношения признаков подлежащего с показателями сказуемого;

- вида таблицы: простая или сложная, а последняя – групповая или комбинационная;

- решаемых задач – анализ структуры, типов явлений или их взаимосвязей.

Содержательный анализ предполагает изучение внутреннего содержания таблицы:

- анализ отдельных групп подлежащего по соответствующим признакам сказуемого;

- выявление соотношения и пропорций между группами явлений по одному и разным признакам;

- сравнительный анализ и формулировку выводов по отдельным группам и по всей совокупности в целом;

- установление закономерностей и определение резервов развития изучаемого объекта.

Прежде чем приступить к анализу числовой информации, нужно проверить её достоверность и научную обоснованность. Следует также повести логическую и

счётную проверку данных. Логическая проверка заключается в установлении соответствия конкретных признаков их числовым значениям (например, численность персонала не может быть равной 301,67 чел.). Счётная проверка предполагает выборочный расчёт отдельных значений признаков по группе либо итоговых значений строк или граф и т.п.

Анализ данных таблицы производится по каждому признаку в отдельности, затем в логико – экономическом сочетании всей совокупности признаков в целом.

Анализ отдельных признаков и групп следует начинать с изучения абсолютных, затем – связанных с ними относительных величин. При анализе данных нужно рассмотреть динамику каждого признака за весь период, переходя от одного к другому.

Анализ таблиц может быть дополнен расчётными относительными и средними величинами, если этого требуют задачи исследования.

Для получения более полного и наглядного представления об изучаемых явлениях и процессах по данным статистических таблиц строятся статистические графики.





double arrow
Сейчас читают про: