Метод рангов с постоянной составляющей

Если вы по разным причинам считаете, что полученное распределение времени не отражает вашего представления об этом (оно слишком неравномерно) тодля коррекции сложившейся ситуации может быть использован метод рангов с постоянной составляющей.

В соответствие с этим методом количество баллов, которое получил каждый фактор (дисциплина) рассчитывают по формуле (4)

бпс = n+1– м + с, (4)

где с— постоянная составляющая. с =1,2.3.

Суммарное количество баллов и весовой коэффициент для каждой дисциплины определят по формулам (2) и (3) с учетом (4).

Результаты расчетов по методу рангов с постоянной составляющей представлены в таблице 2.

Таблица 2. Значения весовых коэффициентов по методу рангов с постоянной составляющей.

Дисциплина Место Баллы Баллы с с = 4 Весовой коэфф.
1. Стратегический менеджмент       0,22
2. Финансы и кредит       0,13
3. Маркетинговые технологии       0,11
4. Управление качеством       0,20
5. Психология и педагогика       0,16
6. Управление персоналом       0.18
  Итого       1,00

Из таблицы 2 видно, что значения весовых коэффициентов, полученные в результате расчета по методу рангов с постоянной составляющей, различаются существенно в меньшей степени, чем результаты, полученные по методу рангов.

В конечном счете,человек сам принимает решение о том, как ему распределять свое время. Использование различных методов ранжирования только помогает человеку оцифровать его представления. Цифра – конкретна.

МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ

Существо метода заключается в том, что каждая из отобранных дисциплин (Д) сравнивают поочередно со всеми другими дисциплинами, устанавливают степень преимущества одной дисциплины над другой, а результат оценивают бальным методом по определенным правилам. Для оценки используют бальный оценочный индекс B, который может принимать только четные значения (на практике не бывает B>10). В таблице 3 приведены возможные результаты сравнения двух Д1 и Д2.

Таблица 3. Классификация предпочтений

Уровень преимущества (предпочтения) Д1 над Д2 Д1 (о.е.) Д2 (о.е.)
  Безусловное    
  Явное    
  Простое    
  Нет преимущества    

В предлагаемом варианте бальный оценочный индекс B = 6. В общем случае эксперт может принять R различимых решений

R = 0,5*B + 1 (5)

Результаты сравнений дисциплин заносятся в таблицу 4, ядром которой является матрица n на n, где n - количество сравниваемых дисциплин. В клетках главной диагонали матрицы проставляется цифра 3 при B = 6, т. к. при сравнении любой дисциплины с собой выявить предпочтение не удается. Если Д1 имеет любое преимущество над Д2, то в клетке на пересечении строки 1 и столбца 2 проставляется одно из чисел 6, 5 или 4. В клетке на пересечении строки 2 и столбца 1 проставляется, соответственно, одно из чисел 0, 1 или 2 с тем, чтобы сумма чисел, записанных в этих клетках, всегда была равна 6 ( или, в общем случае, B).

Изложенные выше правила заполнения таблицы 4 в математической форме могут быть представлены следующим образом.

bik+bki=B (6)

bii=B/2 (7)

Общая сумма баллов матрицы

S = n2*В/2 (8)

Значения весовых коэффициентов, полученные по методу парных сравнений, представлены в таблице 4.

Табл.4. Значения весовых коэффициентов по методу парных сравнений.

Дисциплина             Баллы Вес. коэфф. Место
1. Стратегическ. менеджмент               0,22  
2. Финансы и кредит               0,14  
3. Маркетинг. технологии               0,08  
4. Управление качеством               0.21  
5. Психология и педагогика               0,16  
6. Управление персоналом               0,19  
  Итого               1,00  

Значения весовых коэффициентов, полученные по методу парных сравнений, получились промежуточными между значениями, рассчитанными по методу рангов и методу рангов с постоянной составляющей с =3.

Полученные значения весовых коэффициентов позволяют построить кривую Лоренса. Правила построения этой кривой следующие:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: