Если вы по разным причинам считаете, что полученное распределение времени не отражает вашего представления об этом (оно слишком неравномерно) тодля коррекции сложившейся ситуации может быть использован метод рангов с постоянной составляющей.
В соответствие с этим методом количество баллов, которое получил каждый фактор (дисциплина) рассчитывают по формуле (4)
бпс = n+1– м + с, (4)
где с— постоянная составляющая. с =1,2.3.
Суммарное количество баллов и весовой коэффициент для каждой дисциплины определят по формулам (2) и (3) с учетом (4).
Результаты расчетов по методу рангов с постоянной составляющей представлены в таблице 2.
Таблица 2. Значения весовых коэффициентов по методу рангов с постоянной составляющей.
№ | Дисциплина | Место | Баллы | Баллы с с = 4 | Весовой коэфф. |
1. | Стратегический менеджмент | 0,22 | |||
2. | Финансы и кредит | 0,13 | |||
3. | Маркетинговые технологии | 0,11 | |||
4. | Управление качеством | 0,20 | |||
5. | Психология и педагогика | 0,16 | |||
6. | Управление персоналом | 0.18 | |||
Итого | 1,00 |
Из таблицы 2 видно, что значения весовых коэффициентов, полученные в результате расчета по методу рангов с постоянной составляющей, различаются существенно в меньшей степени, чем результаты, полученные по методу рангов.
В конечном счете,человек сам принимает решение о том, как ему распределять свое время. Использование различных методов ранжирования только помогает человеку оцифровать его представления. Цифра – конкретна.
МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ
Существо метода заключается в том, что каждая из отобранных дисциплин (Д) сравнивают поочередно со всеми другими дисциплинами, устанавливают степень преимущества одной дисциплины над другой, а результат оценивают бальным методом по определенным правилам. Для оценки используют бальный оценочный индекс B, который может принимать только четные значения (на практике не бывает B>10). В таблице 3 приведены возможные результаты сравнения двух Д1 и Д2.
Таблица 3. Классификация предпочтений
№ | Уровень преимущества (предпочтения) Д1 над Д2 | Д1 (о.е.) | Д2 (о.е.) |
Безусловное | |||
Явное | |||
Простое | |||
Нет преимущества |
В предлагаемом варианте бальный оценочный индекс B = 6. В общем случае эксперт может принять R различимых решений
R = 0,5*B + 1 (5)
Результаты сравнений дисциплин заносятся в таблицу 4, ядром которой является матрица n на n, где n - количество сравниваемых дисциплин. В клетках главной диагонали матрицы проставляется цифра 3 при B = 6, т. к. при сравнении любой дисциплины с собой выявить предпочтение не удается. Если Д1 имеет любое преимущество над Д2, то в клетке на пересечении строки 1 и столбца 2 проставляется одно из чисел 6, 5 или 4. В клетке на пересечении строки 2 и столбца 1 проставляется, соответственно, одно из чисел 0, 1 или 2 с тем, чтобы сумма чисел, записанных в этих клетках, всегда была равна 6 ( или, в общем случае, B).
Изложенные выше правила заполнения таблицы 4 в математической форме могут быть представлены следующим образом.
bik+bki=B (6)
bii=B/2 (7)
Общая сумма баллов матрицы
S = n2*В/2 (8)
Значения весовых коэффициентов, полученные по методу парных сравнений, представлены в таблице 4.
Табл.4. Значения весовых коэффициентов по методу парных сравнений.
№ | Дисциплина | Баллы | Вес. коэфф. | Место | ||||||
1. | Стратегическ. менеджмент | 0,22 | ||||||||
2. | Финансы и кредит | 0,14 | ||||||||
3. | Маркетинг. технологии | 0,08 | ||||||||
4. | Управление качеством | 0.21 | ||||||||
5. | Психология и педагогика | 0,16 | ||||||||
6. | Управление персоналом | 0,19 | ||||||||
Итого | 1,00 |
Значения весовых коэффициентов, полученные по методу парных сравнений, получились промежуточными между значениями, рассчитанными по методу рангов и методу рангов с постоянной составляющей с =3.
Полученные значения весовых коэффициентов позволяют построить кривую Лоренса. Правила построения этой кривой следующие: