Математическая формализация создания и функционирования организационных систем управления

Холдинги являются наиболее распространённым способом отражения сетевой организационной структуры, в которой интегратором сети выступает крупная организация.

Перейдем непосредственно к рассмотрению железнодорожного холдинга, как сетевой модели взаимодействия. Неоднократно упоминалось, что в основе объединения (или в данном случае выделения ДЗО) лежит возможность получения синергетического эффекта от совместной деятельности.

Для максимизации прибыли холдинг вынужден применять более эффективные нетрадиционные сетевые структуры управления. Построенные на их основе теоретические сетевые модели позволяют решать множество практических задач, с которыми постоянно сталкиваются управляющие компании.

Учитывая широкий круг таких задач, авторы [9] предлагают несколько подходов к формированию сетевой модели компании:

1. Планетарные организационные сетевые структуры;

2. Радиально-планетарные организационные сети;

3. Пространственные сети (Сэндвич-модели).

Планетарные модели – плоские структуры, направленные в основном на моделирование и описание внутренней структуры корпоративной сети железнодорожного транспорта. В ее центре находятся основные элементы (ядро), подверженные организационно-распорядительному воздействию головного распорядительного центра, а взаимодействия между основными элементами и сегментами системы являются координационными, направленными на достижение общей цели.

На рисунке 1.2 представлена планетарная структура железнодорожной корпоративной сети, а именно, холдинговой компании ОАО «РЖД»:

Рисунок 1.2 - Планетарная структура «железнодорожной корпоративной сети», в частности ОАО «РЖД» [9]

Эффективность таких сетевых планетарных структур достигается за счет исключения дублирования, низкого уровня занятости, регионального использования материальных и трудовых ресурсов [8].

Элементы такой сети меньше обременены накладными расходами, так как их сегменты не так сильно направлены на решение социальных и общеорганизационных проблем (политических проблем).

Но внедрение такой структуры в железнодорожный холдинг приводит и к некоторым недостаткам, описанным в работе [8].

Применение радиально-планетарной модели позволяет описывать взаимодействия железнодорожной холдинговой компании с дочерними и зависимыми обществами.

В отличие от общей планетарной структуры, предложенная авторами [9] радиально-планетарная модель взаимодействия позволяет решать практически важный подкласс задач – взаимодействие железных дорог с экономическим окружением.

Рисунок 1.3 - Радиально-планетарная модель взаимодействия железнодорожного холдинга, в частности ОАО «РЖД»,

с экономическим окружением [9]

На рисунке 1.3 на орбите 1 располагаются узлы-предприятия – прямые партнеры железнодорожного холдинга, а именно компании ОАО «РЖД», субъекты экономического окружения, взаимодействующие с ним и поставляющие продукцию, ресурсы, товары и услуги на основе договоров и соглашений. На этой же орбите находятся потребители и заказчики услуг железной дороги, фирмы, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки и т.п. На орбите 2 расположены субподрядчики по отношению к центральному узлу, являющиеся также потребителями и поставщиками продукции предприятий орбиты 1. Аналогичным образом на следующих орбитах располагаются узлы – предприятия – смежники субподрядчиков, партнеры более далекой степени связности с железной дорогой. Их влияние на качество взаимодействия убывает по мере удаления предприятия от центрального узла.

Пространственные сети используются для обоснования системы взаимоотношений холдинговых компаний с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Эти взаимоотношения, по мнению авторов [9], представляют собой некоторую социально-экономическую систему - совокупность разнообразных функциональных плоскостей (производственных, экономических, административно-управляющих) и разнообразных связей между ними (рисунок 1.4).

Из всего разнообразия составляющих взаимодействия авторы [9] выделяют четыре основные плоскости:

1. Плоскость, отражающая административно-управленческую структуру;

2. Плоскость, содержащую сеть регионально-экономической структуры;

3. Плоскость, соответствующую железнодорожному холдингу, в частности, ОАО «РЖД»;

4. Плоскость Министерства транспорта России.

Рисунок 1.4 - Пространственная сеть. Сэндвич-модель [9]

К преимуществам данной модели можно отнести возможность детализации за счет дальнейшего «расслоения» плоскостей. Также при рассмотрении вертикальных связей между плоскостями становятся очевидными наличие у каждой собственных интересов, зачастую отличных от интересов других плоскостей.

Предложенные авторами пространственные структуры, состоящие из нескольких функциональных взаимодействующих между собой плоскостей, получили название «сэндвич - модели».

Обобщая рассмотренные типы сетевых моделей можно сделать вывод, что каждая последующая модель позволяет решать большие по масштабам практические задачи. Сетевой холдинговой компании, выстраивание отношений на базе теоретически обоснованных моделей является весьма актуальным вопросом.

1.5. Требования охраны труда, промышленной безопастности и экологии

В целях соблюдения требований охраны труда, обеспечения необходимого порядка выполнения работающими возложенных на них обязанностей в железнодорожной сфере была создана база нормативных и организационно-методических документов по охране труда, которая содержит более 200 документов. Документально оформлены Системы управления охраной труда, промышленной и пожарной безопасностью и внедрены соответствующие СТО.

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ составляют следующие документы:

– Конституция Российской Федерации (Ст. 37);

– Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001г. ФЗ № 197-ФЗ. (с изм. доп. от 20 апреля 2008);

– Федеральный закон от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

– Постановление Правительства РФ от 23.05.2000г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»;

– Постановление Минтруда РФ от 06.02.2000г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации;

– ГОСТ Р 12.0.006 — 2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»;

– Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2003 г. № 4209);

– Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11;

– Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 07.11.2011) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

– Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. МПС РФ 26.05.2000 № ЦРБ-756) (ред. от 03.07.2001, с изм. от 09.03.2004);

– Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ (ИСИ) – ЦРБ 757 от 26 мая 2000 г;

– Положение об Управлении охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД», утвержденное ОАО «РЖД» 17 декабря 2006 г. № 1540;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 19 апреля 2005 г. № 538p «О дополнительных мерах безопасности труда при производстве работ по комплексной реконструкции участков железных дорог»;

– Правила разработки и утверждения на федеральном железнодорожном транспорте нормативных актов, содержащих требования охраны труда, утвержденные МПС России 21 марта 2002 г. № ЦБТ-882;

– ПОТ РО-32-ЦП-652-99. Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений (утв. МПС РФ 24.02.1999);

– ГОСТ 12.3.002-75 (2000) ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 17.08.2009 № 1722р (ред. от 07.09.2010) «Об утверждении Положения "О взаимодействии между ОАО «РЖД» и подрядными организациями в сфере охраны труда»;

– Положение об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 11 июня 2004 г. № 2529р;

– Положение о системе управления промышленной безопасностью в ОАО «РЖД», утвержденное ОАО «РЖД» 23 декабря 2005 г. № ВМ-12267;

– Положение об организации контроля за состоянием охраны труда в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 11 мая 2005 г. № 652р;

Природоохранная деятельность в ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии со следующими документами:

– Положение об управлении природоохранной деятельностью в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" (утв. ОАО "РЖД" 02.12.2007 № 1480р);

– Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 13 февраля 2009 г. № 293р;

– Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877р;

– Стратегия инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года (Белая книга ОАО «РЖД»).

Вся отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами (ОСТ) и отраслевыми организационно - методическими документами.

К нормативным правовым актам в области безопасности труда, кроме приведенных выше, также относятся:

– гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные нормы и правила (СанПиН) Госкомсанэпиднадзора России;

– строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России; правила безопасности Госгортехнадзора России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: