Пожарные автомобили комбинированного тушения

Сущность комбинированного способа тушения пожаров заключается в последовательной или одновременной подаче на очаг горения двух и более огнетушащих веществ. Наибольшее распространение получили пожарные автомобили комбинированного тушения, подающие на очаг горения ОПС и воздушно-механическую пену. ОПС ликвидирует пламенное горение, а воздушно-механическая пена препятствует повторному воспламенению и дотушивает локальные участки горения.

Запас огнетушащих веществ может колебаться в широких пределах, а их общая масса может быть от 1 до 10 т. Таким образом, для компоновки пожарных АКТ используются шасси с различной грузоподъемностью.

На легких АКТ применяют порошковые установки в комбинации
с пенными, то есть без насосного агрегата. В этом случае для подачи раствора пенообразователя из сосуда к пенным стволам или генераторам пены средней кратности используется энергия сжатого газа, который хранится
в баллонах под высоким давлением. На средних АКТ применяют порошковые установки в комбинации, как правило, с водопенными насосного типа.

 
2
3
4
5
1
 


Рис. 10.16. Пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ 1/1(4320):

1 – шасси; 2 – сдвоенный лафетный ствол; 3 – сосуд для хранения порошка;

4 – сосуд для хранения раствора пенообразователя;

5 – расположение баллонов-ресиверов

Примером АКТ легкого типа является АКТ 1/1(4320) (рис.10.16),
который смонтирован на шасси Урал-4320 и представляет собой пенную
и порошковую установки.

Порошок и раствор пенообразователя подаются к стволам пневматическим способом с помощью сжатого воздуха, который хранится в шести 50-литровых баллонах под давлением 15 МПа.

Управление кранами выдачи порошка и раствора пенообразователя через лафетные стволы – дистанционное электропневматическое и осуществляется ствольщиком с пульта управления, расположенного у лафетного ствола. Кнопки управления кранами выдачи порошка и раствора пенообразователя через ручной сдвоенный ствол сосредоточены на основном пульте управления, расположенном на левом борту кузова за отсеком для размещения оборудования.

Рабочая зона лафетного ствола в горизонтальной плоскости – вправо и влево на 150о и в вертикальной плоскости – вверх на 60о, вниз на 15о.

В сосуды загружается 900 кг порошка и 1 000 л раствора пенообразователя. Основания ножек сосуда крепятся к раме кузова на эластичных прокладках при помощи болтов и гаек. Баллоны со сжатым воздухом закрепляются в специальных ложементах с помощью поясов.

Лафетный ствол сдвоенный предназначен для подачи порошка и воздушно-механической пены на очаг пожара как при движении, так и при стоянке автомобиля. Управление лафетным стволом осуществляется вручную при помощи рукоятки. Огнетушащие вещества к стволу подаются по двум каналам, к нижней части которых подсоединены два патрубка для прикрепления рукавов от пенного и порошкового сосудов.

Заправка сосуда порошком производится вручную через загрузочную горловину с помощью воронки. Аналогично заправке сосуда порошком осуществляется и заправка сосуда раствором пенообразователя.

Так как отсутствует обогрев сосуда для хранения раствора пенообразователя, автомобиль не может находиться в зимнее время на открытом воздухе более 10–15 мин.

Примером АКТ среднего типа является АКТ 6/1000-80/20(53229)
(рис. 10.17.), смонтированный на шасси КамАЗ-53229.

Пожарный автомобиль АКТ может подавать на очаг пожара огнетушащий порошок, воздушно-механическую пену и воду. Достоинством его компоновки является наличие дополнительной кабины для расчета, который может состоять из 7 человек, включая водителя.

Основным элементом порошковой установки является сосуд для хранения порошка, в который загружается 1000 кг ОПС. Рабочее давление равняется 1,2 МПа.

 
3
5
 
1
 
6
4
2


Рис. 10.17. Пожарный автомобиль комбинированного тушения

АКТ 6/1000-80/20(53229):

1 – шасси; 2 – дополнительная кабина для расчета; 3 – порошковая установка;
4 – порошковый лафетный ствол; 5 – водопенный лафетный ствол;
6 – водопенная установка

В качестве транспортирующего газа в порошковой установке используют воздух, который хранится в баллонах, соединенных общим коллектором высокого давления. Давление в баллонах составляет 15 МПа. Псевдосжижение порошка осуществляется форсунками.

Порошок на очаг пожара подается с помощью лафетного ствола
и двух ручных стволов. Лафетный ствол установлен на крыше пожарного автомобиля и обеспечивает подачу порошка с расходом 20 кг/с.

Оба ручных ствола находятся в нижних отсеках кузова автомобиля
и расположены симметрично справа и слева относительно сосуда. Рядом со стволами находятся барабаны с катушкой. Длина рукава на одной катушке составляет 20 м с внутренним диаметром 20 мм и на другой катушке – 10 м
с внутренним диаметром 32 мм. Расход порошка из ручных стволов изменяется в пределах от 3 до 5 кг/с.

Пневматический щит управления порошковой установкой расположен по левому борту ПА и представляет собой панель, на которой смонтированы манометры, краны, редуктор и штуцер для зарядки баллонов высокого давления воздухом. С его помощью осуществляется: подача сжатого воздуха в сосуд для хранения порошка, контроль рабочего давления воздуха в баллонах и сосуде, зарядка баллонов сжатым воздухом, дренаж воздуха из сосуда и баллонов, а также продувка рукавных линий и лафетного ствола после окончания подачи порошка.

Вокруг сосуда для хранения порошка на специальной раме смонтированы две цистерны для хранения пенообразователя. Рама крепится
к шасси автомобиля. Сосуды выполнены из нержавеющей стали общей вместимостью не менее 2 000 л.

За сосудом с порошком расположена цистерна для воды, изготовленная из стали.

В верхней части цистерны имеется отверстие с горловиной, закрываемой крышкой с резиновым уплотнением.

Насосная установка размещена в задней части кузова и состоит из пожарного центробежного насоса «Циглер» с автоматической вакуумной системой, системы трубопроводов и запорной арматуры.

Подача насоса составляет 90 л/с при напоре 100 м.

Для подачи на очаг пожара воды или воздушно-механической пены используется комбинированный лафетный ствол. Расход через ствол составляет 60 л/с воды или раствора пенообразователя.

Пенный ствол, как и порошковый, вращается в горизонтальной плоскости на 360о и в вертикальной – на –15 и +75о.

Для подачи воды могут использоваться ручные стволы с рукавными линиями, а также ручной перекрывной ствол с рукавом на рукавной катушке. Для подачи воздушно-механической пены низкой кратности используются стволы СВП-4 с расходом по пене 4 м3/мин.

Воздушно-механическая пена средней кратности может подаваться на очаг пожара по двум рукавным линиям и генераторам ГПС–600.

Подготовка к использованию пожарных автомобилей АП, АПТ и АКТ зависит от соответствующей организации их технического обслуживания после пожара. Это требование можно обеспечить при создании в гарнизонах специальных инженерных комплексов, на которых должны выполняться следующие операции:

1) механизированная приемка и хранение огнетушащих веществ: пенообразователей, огнетушащих порошков;

2) механизированная загрузка АП и АКТ порошком;

3) механизированная заправка АКТ и АПТ пенообразователем или его раствором.

В целях сокращения времени обслуживания ПА после пожара операции должны совмещаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: