Пожарные автомобили порошкового тушения

Пожарные машины порошкового тушения представляют собой порошковые установки для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтеперерабатывающей промышленности, на объектах энергетики, газа, нефтепроводов.

Подача порошка основана на его вытеснении сжатым воздухом из порошковых установок и транспортируемым по трубопроводам и рукавным линиям. Следовательно, на тушение подается газопорошковая смесь.

В сосудах порошковых установок порошок находится в виде слоя определенной толщины. При подаче воздуха под этот слой происходит псевдосжижение порошка и в этом состоянии он поступает в трубопровод к лафетному или ручному стволам.

По окончании тушения остатки порошка в трубопроводах или рукавных линиях удаляют сжатым воздухом.

Принципиальная схема такой установки показана на рис.10.14.

Рис. 10.14. Схема порошковой установки с псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент:

1 – баллоны со сжатым газом; 2 – вентиль; 3 – редуктор; 4- кран провувки;

5 – коллектор; 6 – обратный клапан; 7 – сосуд для порошка; 8 – пористый элемент;

9 – сифонный трубопровод; 10 – шаровой кран; 11 – шарнир лафетного ствола;

12 – предохранительный клапан; 13 – крышка сосуда

В установках рассматриваемого типа псевдосжижение и вытеснение порошка осуществляется при давлениях 1,0…1,2 МПа. Источником энергии являются баллоны со сжатым до 15 МПа воздухом. При открытом вентиле 2 и закрытом вентиле 4 подаваемый от баллона 1 сжатый воздух после редуктора 3 и коллектора 5 поступает в сосуд для порошка 7. Пройдя через фильтрующий элемент 8 при открытом кране 10, смесь порошка с воздухом поступает к лафетному или ручному стволам 11.

Удаление порошка из трубопроводов и стволов осуществляется подачей воздуха из баллонов 1 через открытые вентили 2 и 4 и перекрытом шаровом кране 10.

Установки такого типа применялись в конструкции ПА типа АП-1(130) и АП-5(53213) с количеством порошка в цистернах, соответственно равных 3000 и 5000 кг. Рабочее давление в цистернах около 0,4 МПа.

Псевдосжижение возможно осуществлять форсунками. Принципиальная схема такого типа установки представлена на рис. 10.15.

Элемент 8 или форсунки (поз.3, рис. 10.15) при открытии крана 10 смесь порошка с воздухом поступит к лафетному или ручному стволам 11.

Удаление остатков порошка из трубопроводов и стволов осуществляется подачей воздуха из баллонов 1через открытые вентили 2 и 4 и перекрытом шаровом кране 10.

Установка такого типа использована в конструкции ПА АП-5000-40(53213) ПМ567. К раме шасси крепится подрамник. На нем установлены три сосуда, каждый вместимостью 1, 9 м3 (по 1657 кг порошка).

Рис. 10.15. фрагмент порошковой установки с псевдосжиженным порошком:

1 – сосуд; 2 – шаровый кран; 3 – предохранительный клапан; 4 – крышка; 5 – заборный трубопровод; 6 – форсунки; 7 – обратный клапан.

Секция 40-литровых баллонов в количестве 15 шт. для хранения сжатого газа при давлении 15 МПа установлена на лонжероны шасси.
На крыше каркаса секции закреплен лафетный ствол с расходом порошка
40 кг/с. Управление стволом ручное. Все узлы установки порошкового тушения связаны между собой и со щитом управления трубопроводами.

Передний и задний отсеки оборудованы шторными дверьми. Сосуды для хранения порошка закрыты панелями. Сверху отсеков и панелей установлен настил с поручнями. По бокам и сзади кузова устроены 4 лестницы для подъема к лафетному стволу и для обслуживания установки порошкового тушения.

В отсеках размещены две рукавные катушки с рукавами длиной 40 м и условным проходом 20 мм. Максимальная подача порошка через ствол составляет 5 кг/с.

Для заполнения сосудов порошком предусмотрена вакуумная система, состоящая из газоструйного вакуум-аппарата и пневмоцилиндра.
Заправка каждого сосуда происходит в отдельности через штуцер горловины. Каждый сосуд может включаться в работу автономно.

Основные характеристики отечественных пожарных автомобилей порошкового тушения представлены в табл. 10.5.

Таблица 10.5

Показатели Размер-ность АП-5000 АП-4000-50(43101) АП-1000
Шасси Колесная формула Мощность Максимальная скорость Численность расчета Масса вывозимого порошка Расход порошка при работе лафетным стволом Дальность порошковой струи из лафетного ствола Расход порошка при работе ручного ствола Рабочий газ Число баллонов с газом Вместимость баллонов Рабочее давление Давление в баллонах Полная масса – – кВт км/ч чел. кг кг/с м кг/с – шт. л МПа МПа кг КамАЗ-53213 6×4 Воздух 1,2 14,7 КамАЗ-43101 6×6 – 3,5 Воздух Компрессор – – 1,0 – ЗИЛ-5301 4×2 Воздух 0,8 14,7

При эксплуатации ПА большое значение имеет своевременное техническое обслуживание. Только в этом случае возможна их успешная работа на пожарах.

Основу технического обслуживания порошковых средств тушения составляют ежедневные проверки состояния оборудования, ежегодные проверки количества газа в баллонах и качества огнетушащего порошка, периодические проверки сосудов, работающих под давлением.

Ежедневно проводится осмотр и проверка порошковых установок дежурным караулом.

Периодические проверки прочности и герметичности порошковых установок (сосудов, трубопроводов) проводятся согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Загрузка порошковых сосудов может производиться механизированным способом или вручную через горловину с установленной сеткой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: