Основные понятия процесса медиаторства

Наиболее общим и употребительным понятием, используемым по отношению к участию в конфликте третьей стороны, является понятие медиаторства. Практика обращения к третьей стороне за помощью в ходе решения спорной проблемы не нова и имеет разнообразные исторические и культурные аналоги. Медиация существовала издавна в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных и конфликтных ситуаций.(Д. Прюитт).

Медиация как общественно значимая деятельность сформировалась в США в начале 60-х годов. В США выпускается ряд журналов, освещающих проблемы медиации, например " Ежеквартальный журнал по медиации". В 1983 г. основан Национальный институт разрешения диспутов в стране действуют частная и государственная службы медиации (Д.Уолл).

Кто же может выступать в роли третьей стороны в конфликте? Формальное или официальное медиаторство заключается в отсутствии нормативного статуса медиатора, но участники конфликта признают неформальный авторитет этих лиц в решении данных проблем.

В качестве официальных медиаторов могут быть:

· межгосударственные организации (например ООН и др.);

· отдельные государства;

· государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура и т.д.);

· правительственные или другие государственные комиссии (например, создающиеся для урегулирования забастовок и т.д.);

· представители правоохранительных органов (например, участковый милиционер по отношению к какому –то бытовому конфликту);

· руководители предприятий, учреждений, фирм и т.п.;

· общественные организации (комиссии по разрешению трудовых споров и конфликтов, профсоюзные организации и т.д.);

· профессиональные медиаторы – конфликтологи.

Неофициальными медиаторами обычно являются:

· известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие государственные деятели);

· представители религиозных организаций;

· шаманы (у народов Крайнего Севера России);

· профессиональные психологи, педагоги, социальные работники;

· неформальные лидеры социальных групп разного уровня;

· старшие по возрасту (мать, отец, бабушка и т.д.);

· друзья, соседи, просто свидетели конфликта.

Особенности деятельности официального и неофициального медиаторов на примерах руководителя и психолога рассмотрены в §37.3 и 37.4.

Целесообразность участия третьей стороны в регулировании конфликтных отношений связана с тем, обратились ли за помощью к третьей стороне оппоненты или же она вмешалась в конфликт сама. Стороны сами обращаются к медиатору в следующих случаях, когда:

· объектом регулирования является затянувшийся конфликт.

Все аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не видно;

· стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;

· по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;

· одной из сторон нанесен серьезный ущерб, и она требует санкций по отношению к оппоненту;

· сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти не могут;

· оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим объективный контроль за его выполнением.

Оперативное самостоятельное вмешательство третьей стороны в конфликт необходимо в ситуациях, когда:

· происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует непосредственная угроза применения насилия;

· одной из сторон массированно применяется насилие;

· третьей стороне лично невыгоден этот конфликт;

· конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной (руководитель вынужден регулировать конфликт, который негативно влияет на коллектив);

· стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.

В зависимости от степени контроля медиатора за принимаемым решением выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.

Третейский судья наиболее авторитарная роль, так как он обладает наибольшими возможностями по определению вариантов решения проблемы. Третейский судья изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается. Примером служит разрешение конфликтов древнерусскими князьями, старейшинами родов, а также решение суда присяжных.

Арбитр также обладает значительными полномочиями. Он изучает конфликт, обсуждает его с участниками, а затем выносит окончательное решение, которое обязательно для выполнения. Однако стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях.

Посредник – более нейтральная роль. Обладая специальными знаниями, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентом.

Помощник – в регулировании конфликта участвуют с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.

Наблюдатель – своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии. Присутствие наблюдателя создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров.

Конфликтологами выделяются условия, в которых целесообразен тот или иной тип медиаторства. Высокоавторитетный стиль (третейский судья или арбитр) выгоден, если требуется быстрое решение; если конфликт длителен, позиции сторон определены, но они не могут найти взаимоприемлемое решение. Он также эффективен при ужесточении конфликта, его нагруженности эмоциями. После того как участники “остынут”, возможно, применение менее авторитарных стилей. При доверии оппонентов к третьей стороне авторитарный стиль воспринимается легче. Наличие у оппонентов навыков обсуждения проблем повышает эффективность не авторитарного стиля (посредник или помощник).

Исход конфликта зависит от власти, авторитета и роли медиатора. Третья сторона не может обеспечить:

· волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбитр);

· разведение конфликтующих сторон (третейский судья, арбитр);

· блокирование борьбы (третейский судья, арбитр, наблюдатель);

· применение санкций к сторонам (третейский судья, арбитр);

· определение правого и неправого (третейский судья, арбитр);

· оказание помощи в поиске решения (помощник, посредник);

· содействие нормализации отношений (посредник, помощник);

· оказание помощи в организации общения (посредник, помощник);

· контроль за выполнением соглашения (арбитр, посредник, наблюдатель).

Ситуации, с которыми сталкивается медиатор, сложны и разнообразны. Поэтому процесс медиации не имеет жесткой структуры. Можно выделить лишь три основных компонента.

1.Знакомство с конфликтом и конфликтующими сторонами.

Медиатор изучает историю проблемы, требования оппонентов. Многие конфликты носят специфический характер, медиатору приходиться вникать в проблему, читать соответствующую литературу, консультироваться со специалистами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: