Виды конфликтных ситуаций

Исследования ДТП показали, что наибольшее их число происхо­дит в так называемых конфликтных точках, т. е. в местах, где в одном уровне пересекаются траектории движения транспортных средств или транспортных средств и пешеходов, а также в местах отклонения или слияния (разделения) транспортных потоков. Наиболее ча­сто такое взаимодействие участников дорожного движения возникает на пересечениях дорог, где встречаются потоки различных направле­ний. Вместе с тем часть конфликтов происходит и на пере­гонах дорог при перестроениях автомобилей в рядах (маневрировании) и при переходе проезжей части пешеходами вне перекрестков. Таким образом, возникает возможность оценивать потенциальную опасность тех или иных участков УДС по числу конфликтных точек. Их анализ позволяет также сравнивать между собой различные вари­анты схем организации движения при камеральной проработке.

В опубликованных отечественных и зарубежных работах приводятся различные подходы к количественной оценке каждой конфликтной точки и их совокупности. Простейшая методика пятибалльной систе­мы оценки узла исходит из того, что точка отклонения оценивается одним условным баллом, слияния – тремя и пересечения – пятью бал­лами. Сложность (условная опасность) любого пересечения:

где n0, nc, nп - число точек соответственно отклонения, слияния и пересечения.

Рис. 3.13. Классификация маневров и их обозначения
Рис. 3.14. Конфликтные точки отклонения (1), слияния (2) и пересечения (3) на пере­крестках с различной конфигурацией:
а – четырехсторонних; б – трехсторон­них; в – с круговым движением

Рассматриваемое на рис. пересечение, на котором разрешены все виды маневров, имеет условный показатель сложности 112 баллов. Принято считать узел (перекресток) малой сложности (простым) при m < 40, средней сложности при m = 40÷80, сложным при m = 80÷150 и очень сложным при m > 150.

На реальном нерегулируемом пересечении число конфликтных то­чек определяют с учетом числа полос движения по каждому направле­нию и разрешенных направлений движения, т. е. число конфликтных точек увеличивается с увеличением числа полос. При однорядном движении в каждом из разрешенных направлений на четырехстороннем перекрестке можно выявить 32 конфликтные точки (сложность узла m = 112), на трехстороннем – 9 (m = 27), на перекрестке с круговым движением – 8 (m = 16).

Взаимодействие транспортных средств на дорогах является слож­ным явлением, и упрощенные оценки соответствующих конфликтных точек дают возможность лишь приблизительно представить себе слож­ность того или иного транспортного узла. Реальная опасность конф­ликтной точки зависит от многих факторов, таких как интенсивность конфликтующих потоков, условия видимости для водителей, состоя­ние покрытия проезжей части дороги, траектория, по которой совер­шается маневр, и др.

Десятибалльная система оценки конфликтных точек дает возмож­ность более детально анализировать их на любом участке УДС, в част­ности, учитывать угол встречи при возможном конфликте и такой спе­цифический случай, как встречное движение по одной полосе. Такая ситуация может возникнуть, например, при закрытии на ремонт одной половины двухполосной проезжей части дороги или моста.

При анализе степени опасности узла по десятибалльной системе конфликтные точки оцениваются следующими условными баллами (коэффициентами опасности):

Отклонения  
Слияния  
Пересечения под углом, град:
   
   
   
   
   
180 (встречное движение по полосе)  

Для промежуточных значений углов пересечения значения коэффициентов опасности можно определять интерполяцией.

При рассмотрении схем и траекторий движения транспортных средств часто выделяют также маневр переплетения. Он характерен для перестроения в рядах движения, в частности, на развязках с круговым движением. По существу переплетение – это сочетание двух маневров: слияния и последующего отклонения.

В литературе встречается ряд эмпирических формул для определе­ния длины участка переплетения. Однако они не являются достаточно обоснованными. Исследования показали, что процесс переплетения для легкового автомобиля происходит со скоростью бокового перемеще­ния автомобиля около 1,0 – 1,5 м/с, на основании чего можно вычис­лить примерную длину зоны переплетения в зависимости от скорости движения, характерной для данного участка дороги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: