Методы определения ровности покрытий

Ровность покрытий являются показателем, зависящим от погодных усло­вий и меняющимися в процессе службы дороги. Для достаточно точного представления о нем должны регулярно проводиться обследования дорог. Для измерений ровности покрытий в разных странах было предложено много различных приборов и методов.

При приемке вновь построенных дорог используют рейки, при­кладываемые вдоль дороги в 0,75—1 м от кромки покрытия. В России принято, что в 95% случаев просвет под 3-метровой рейкой на эксплуатируемых дорогах не должен превышать 5 мм на покры­тиях капитального типа, 7 мм — на облегченных и 15 мм — на переходных. Допускаются единичные большие просветы, но они не должны превышать допускаемые более чем в 2 раза. Предель­ный процент их на измеренном участке допускается для одежд капитального типа от 9 при интенсивностях движения, меньших 1000 авт/сут, до 6 при интенсивностях 7000 авт/сут.

За рубежом требования к ровности покрытий выше. Там используют 4-метровые рейки, наиболее совершенные — на коле­сиках. При прокатывании по покрытию они указывают на шкале значение неровности и сигнализируют звонком, когда оно превышает допускаемое. Некоторые ти­пы реек делают при этом отметку краской на покрытии и могут запи­сывать микропрофиль. Однако рейки не характеризуют наличие на покрытии волн длиной 15—20 м, которые вызывают колебания быстро едущих автомобилей и оп­ределяют комфортабельность дви­жения.

Для оценки транспортно-эксплуатационных качеств дороги и безопасности движения более применимы приборы большей про­изводительности, характеризую­щие ровность покрытия по ее воз­действию на динамику движения автомобиля.

Наибольшее распространение при оценке ровности дорожных по­крытий в целях установления их транспортных качеств и планиро­вания мероприятий по ремонту имеют толчкомеры, предложенные впервые в 20-х годах в США. По их типу были сконструированы толчкомеры Харьковского автомо­бильно-дорожного института, впо­следствии модифицированные Ка­захским филиалом Союздорнии.

Толчкомер регистрирует сум­му прогибов задних рессор авто­мобиля при проезде участка опре­деленной длины.

Основной частью прибора яв­ляется храповая муфта, которую устанавливают на полке за задним сиденьем легкового автомобиля. Муфта соединяется с задним мос­том автомобиля гибким тросом, натягиваемым пружиной. При раз­жатиях рессор барабанчик, на ко­торый намотан трос, поворачива­ет жестко соединенную с ним храповую муфту. Это вращение передается счетному механизму. При сжатии рессор храпо­вая муфта проскальзывает. При последовательных колебаниях ав­томобиля во время движения ко­лебания кузова по отношению к заднему мосту суммируются.

В момент снятия показаний, обычно при проезде мимо кило­метровых знаков, оператор вклю­чает катушку электромагнита, которая прижимает к цифрам на дисках счетного механизма бу­мажную ленту, печатая через лен­ту от пишущей машинки отсчет. После снятия отсчета бумажная и копировальная ленты автоматиче­ски передвигаются для следующе­го отсчета.

Показания толчкомеров зависят не только от размеров и ко­личества неровностей на покрытии, но и от характеристик и со­стояния автомобиля. Поэтому испытания проводят в строго стан­дартных условиях при нормативном давлении воздуха в шине, массе груза в автомобиле, постоянной скорости движения авто­мобиля 60 км/ч и движении без обгонов. При израсходовании 10—15 л топлива бак доливают.

Использование толчкомеров предполагает, что покрытия одно­родны по степени ровности на больших участках. Крупные не­ровности искажают результаты измерения. Такие места про­пускают, пересчитывая потом показания оставленных участков на километр. Показания толчкомеров зависят от марки автомо­биля и его технического состояния. Поэтому до выезда на испы­тания обычно производят контрольную тарировку установленного на автомобиле толчкомера путем проезда по эталонным участкам с прочной дорожной одеждой и хорошей ровностью.

Меньшее распространение имеет более сложный и дорогостоя­щий прибор Союздорнии ПКРС-2У — одноколесный прицеп с мяг­кой подвеской, который может использоваться также для измерения коэффициентов сцепления. Он измеряет перемещение оси колеса по отношению к массивной раме прицепа, которая прак­тически не реагирует на перемещения колеса, гасимые рессорами.

Усовершенствованные покрытия, находящиеся в удовлетворительном состоянии, имеют ровность по толчкомеру 100—200 см/км и по ПКРС-2У — от 650 до 1100 см/км, а в хорошем состоянии —соответственно 50—100 и 400—650 см/км. Результаты измерений ровности оформляют в виде графиков.

Все приборы, устанавливаемые на автомобилях, дают осредненную характеристику ровности участка дороги. Поэтому при осмотре дороги необходимо отдельно учитывать крупные неров­ности — просадки перед мостами, сдвиги асфальтобетона в местах частых торможений перед светофорами и автобусными останов­ками, выбоины и волны (неровности в виде поперечных пологих валовой понижений, чередующиеся через 0,8—1,5 м).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: