Ровность покрытий являются показателем, зависящим от погодных условий и меняющимися в процессе службы дороги. Для достаточно точного представления о нем должны регулярно проводиться обследования дорог. Для измерений ровности покрытий в разных странах было предложено много различных приборов и методов.
При приемке вновь построенных дорог используют рейки, прикладываемые вдоль дороги в 0,75—1 м от кромки покрытия. В России принято, что в 95% случаев просвет под 3-метровой рейкой на эксплуатируемых дорогах не должен превышать 5 мм на покрытиях капитального типа, 7 мм — на облегченных и 15 мм — на переходных. Допускаются единичные большие просветы, но они не должны превышать допускаемые более чем в 2 раза. Предельный процент их на измеренном участке допускается для одежд капитального типа от 9 при интенсивностях движения, меньших 1000 авт/сут, до 6 при интенсивностях 7000 авт/сут.
За рубежом требования к ровности покрытий выше. Там используют 4-метровые рейки, наиболее совершенные — на колесиках. При прокатывании по покрытию они указывают на шкале значение неровности и сигнализируют звонком, когда оно превышает допускаемое. Некоторые типы реек делают при этом отметку краской на покрытии и могут записывать микропрофиль. Однако рейки не характеризуют наличие на покрытии волн длиной 15—20 м, которые вызывают колебания быстро едущих автомобилей и определяют комфортабельность движения.
|
|
Для оценки транспортно-эксплуатационных качеств дороги и безопасности движения более применимы приборы большей производительности, характеризующие ровность покрытия по ее воздействию на динамику движения автомобиля.
Наибольшее распространение при оценке ровности дорожных покрытий в целях установления их транспортных качеств и планирования мероприятий по ремонту имеют толчкомеры, предложенные впервые в 20-х годах в США. По их типу были сконструированы толчкомеры Харьковского автомобильно-дорожного института, впоследствии модифицированные Казахским филиалом Союздорнии.
Толчкомер регистрирует сумму прогибов задних рессор автомобиля при проезде участка определенной длины.
Основной частью прибора является храповая муфта, которую устанавливают на полке за задним сиденьем легкового автомобиля. Муфта соединяется с задним мостом автомобиля гибким тросом, натягиваемым пружиной. При разжатиях рессор барабанчик, на который намотан трос, поворачивает жестко соединенную с ним храповую муфту. Это вращение передается счетному механизму. При сжатии рессор храповая муфта проскальзывает. При последовательных колебаниях автомобиля во время движения колебания кузова по отношению к заднему мосту суммируются.
|
|
В момент снятия показаний, обычно при проезде мимо километровых знаков, оператор включает катушку электромагнита, которая прижимает к цифрам на дисках счетного механизма бумажную ленту, печатая через ленту от пишущей машинки отсчет. После снятия отсчета бумажная и копировальная ленты автоматически передвигаются для следующего отсчета.
Показания толчкомеров зависят не только от размеров и количества неровностей на покрытии, но и от характеристик и состояния автомобиля. Поэтому испытания проводят в строго стандартных условиях при нормативном давлении воздуха в шине, массе груза в автомобиле, постоянной скорости движения автомобиля 60 км/ч и движении без обгонов. При израсходовании 10—15 л топлива бак доливают.
Использование толчкомеров предполагает, что покрытия однородны по степени ровности на больших участках. Крупные неровности искажают результаты измерения. Такие места пропускают, пересчитывая потом показания оставленных участков на километр. Показания толчкомеров зависят от марки автомобиля и его технического состояния. Поэтому до выезда на испытания обычно производят контрольную тарировку установленного на автомобиле толчкомера путем проезда по эталонным участкам с прочной дорожной одеждой и хорошей ровностью.
Меньшее распространение имеет более сложный и дорогостоящий прибор Союздорнии ПКРС-2У — одноколесный прицеп с мягкой подвеской, который может использоваться также для измерения коэффициентов сцепления. Он измеряет перемещение оси колеса по отношению к массивной раме прицепа, которая практически не реагирует на перемещения колеса, гасимые рессорами.
Усовершенствованные покрытия, находящиеся в удовлетворительном состоянии, имеют ровность по толчкомеру 100—200 см/км и по ПКРС-2У — от 650 до 1100 см/км, а в хорошем состоянии —соответственно 50—100 и 400—650 см/км. Результаты измерений ровности оформляют в виде графиков.
Все приборы, устанавливаемые на автомобилях, дают осредненную характеристику ровности участка дороги. Поэтому при осмотре дороги необходимо отдельно учитывать крупные неровности — просадки перед мостами, сдвиги асфальтобетона в местах частых торможений перед светофорами и автобусными остановками, выбоины и волны (неровности в виде поперечных пологих валовой понижений, чередующиеся через 0,8—1,5 м).