Размеры радиусов кривых в плане определяют опасность и трудность движения по каждой отдельной кривой. Избираемую при ее проезде скорость водители оценивают по соотношению своей скорости к скорости, допустимой, по их мнению, в кривой и на последующем участке. Для уверенного ведения автомобиля водителю необходимо видеть дорогу и прилегающую к ней полосу на расстоянии, необходимом для своевременного торможения перед возникшим препятствием или осуществления маневра объезда. Частота кривых и крутизна поворотов определяют эмоциональную напряженность и внимательность водителей.
Взгляд водителя сосредоточивается в пределах сравнительно малого пространственного угла, уменьшающегося при возрастании скорости. При нормальном рабочем ненапряженном положении водителя его луч зрения не выходит из пределов так называемого прямоугольника четкой видимости размером 10X16 см, расположенного на ветровом стекле автомобиля в 50 см от глаз.
В широком диапазоне радиусов кривых в плане для дорог Белоруссии Д. Д. Селюковым были установлены следующие зависимости среднего числа дорожно-транспортных происшествий на 1 млн авт-км от угла поворота трассы:
Чем чаще расположены кривые в плане, чем меньше их радиус и больше угол поворота, тем труднее водителю вести автомобиль по извилистой дороге. Однако, с другой стороны, частые крутые повороты не позволяют развивать высокие скорости и интенсивная работа рулевым колесом при проезде кривых активизирует водителя. Поэтому в горных условиях, при большей сложности трассы и опасности дороги, относительное количество дорожно-транспортных происшествий на 1 млн авт-км обычно бывает меньшим, чем на равнинных дорогах.
Чем сложнее дорожные условия, тем внимательнее водители. Поэтому, например, на участках горных дорог, проложенных по ущельям рек, где количество кривых на 1 км достигает 8—9, а длина извилистых участков составляет 8—10 км, количество происшествий меньше, чем на других участках горных дорог. На одной из дорог, где извилистые участки составляли 31,3% ее длины, на
Извилистость трассы отражается на транспортно-эксплуатационных качествах дороги. Ее увеличение приводит к снижению скоростей движения автомобилей, что существенно ухудшает эффективность использования автомобилей.
При увеличении кривизны трассы скорость движения автомобилей быстро снижается. Однако, как показывают данные Великобритании, увеличение извилистости трассы, обычно сопровождающееся увеличением углов поворота и соответственно уменьшением расстояний видимости, приводит к росту тяжести происшествий.
Еще отсутствуют общепризнанные характеристики извилистости трассы, отражающие соотношения между прямолинейными и криволинейными участками, радиусами и углами поворота. Нормирование такого комплексного показателя должно исходить из учета особенностей работы водителей и восприятия ими условий движения по извилистой трассе и является задачей дальнейшей исследовательской работы.
В литературе по дорожной тематике извилистость трассы чаще всего характеризуют следующими показателями:
средним углом поворота , где п — число кривых;
средним радиусом где — суммарная длина кривых;
средним углом поворота на километр дороги на извилистых участках, где L — длина участка, км.
Все эти показатели, не дают исчерпывающего представления об условиях движения, так как одному среднему значению угла поворота могут соответствовать разные радиусы кривых, а разница в длинах кривых компенсируется за счет прямых вставок. В. В. Чванов на основе опытов по исследованию нервно-психического состояния водителей при проезде по извилистым участкам горных дорог считает, что параметры расчетных условий движения лучше всего коррелируют с характеристикой извилистости трассы зависимостью
, где L – длина извилистого участка, n – число кривых на нем, – показатель кривизны кривой ( - угол ее поворота, град; R- радиус), для участков переходных кривых показатель кривизны, ( - угол, составленный касательной к концу круговой кривой и перпендикуляром из центра окружности к трассе, равный рад, а R – минимальный радиус в пределах переходной кривой).
Так как при движении по извилистым участкам дороги проявляется влияние взаимных помех автомобилей, особенно при попытках совершения обгонов, напряженность работы водителей возрастает при росте интенсивности движения.