Показатели, характеризующие извилистость трассы

Размеры радиусов кривых в плане определяют опасность и трудность движения по каждой отдельной кривой. Избираемую при ее проезде скорость водители оценивают по соотношению своей скорости к скорости, допустимой, по их мнению, в кривой и на последующем участке. Для уверенного ведения автомобиля водителю необходимо видеть дорогу и прилегающую к ней полосу на расстоянии, необходимом для своевременного торможения перед воз­никшим препятствием или осуществления маневра объезда. Частота кривых и крутизна поворотов определяют эмоциональную напряжен­ность и внимательность водителей.

Взгляд водителя сосредоточивается в пределах сравнительно малого пространственного угла, уменьшающегося при возрастании скорости. При нормальном рабочем ненапряженном положении водителя его луч зрения не выходит из пределов так называемого прямоугольника четкой видимости размером 10X16 см, расположенного на ветровом стекле автомобиля в 50 см от глаз.

В широком диапазоне радиусов кривых в плане для дорог Белоруссии Д. Д. Селюковым были установлены следующие зависимости среднего числа дорожно-транспортных происшествий на 1 млн авт-км от угла поворота трассы:

Чем чаще расположены кривые в плане, чем меньше их радиус и больше угол поворота, тем труднее водителю вести автомобиль по извилистой дороге. Однако, с другой стороны, частые крутые повороты не позволяют развивать высокие скорости и интенсив­ная работа рулевым колесом при проезде кривых активизирует водителя. Поэтому в горных условиях, при большей сложности трассы и опасности дороги, относительное количество дорожно-транспортных происшествий на 1 млн авт-км обычно бывает мень­шим, чем на равнинных дорогах.

Чем сложнее дорожные условия, тем внимательнее водители. Поэтому, например, на участках горных дорог, проложенных по ущельям рек, где количество кривых на 1 км достигает 8—9, а длина извилистых участков составляет 8—10 км, количество про­исшествий меньше, чем на других участках горных дорог. На одной из дорог, где извилистые участки составляли 31,3% ее длины, на

Извилистость трассы отражается на транспортно-эксплуатационных качествах дороги. Ее увеличение приводит к снижению ско­ростей движения автомобилей, что существенно ухудшает эффек­тивность использования автомобилей.

При увеличении кривизны трассы скорость движения автомо­билей быстро снижается. Однако, как показывают дан­ные Великобритании, увеличение извилистости трассы, обычно со­провождающееся увеличением уг­лов поворота и соответственно уменьшением расстояний видимо­сти, приводит к росту тяжести про­исшествий.

Еще отсутствуют общеприз­нанные характеристики извилис­тости трассы, отражающие соот­ношения между прямолинейными и криволинейными участками, ра­диусами и углами поворота. Нор­мирование такого комплексного показателя должно исходить из учета особенностей работы водите­лей и восприятия ими условий дви­жения по извилистой трассе и яв­ляется задачей дальнейшей иссле­довательской работы.

В литературе по дорожной те­матике извилистость трассы чаще всего характеризуют следующими показателями:

средним углом поворота , где п — число кривых;

средним радиусом где — суммар­ная длина кривых;

средним углом поворота на ки­лометр дороги на извилистых участках, где L — дли­на участка, км.

Все эти показатели, не дают исчерпываю­щего представления об условиях движения, так как одному средне­му значению угла поворота могут соответствовать разные радиусы кривых, а разница в длинах кривых компенсируется за счет прямых вставок. В. В. Чванов на основе опытов по исследованию нервно-психического состояния водителей при проезде по извилистым участкам горных дорог считает, что параметры расчетных условий движения лучше всего коррелируют с характеристикой извилистости трассы зависимостью

, где L – длина извилистого участка, n – число кривых на нем, – показатель кривизны кривой ( - угол ее поворота, град; R- радиус), для участков переходных кривых показатель кривизны, ( - угол, составленный касательной к концу круговой кривой и перпендикуляром из центра окружности к трассе, равный рад, а R – минимальный радиус в пределах переходной кривой).

Так как при движении по изви­листым участкам дороги проявля­ется влияние взаимных помех ав­томобилей, особенно при попыт­ках совершения обгонов, напря­женность работы водителей воз­растает при росте интенсивности движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: