Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.
Инструкция:
“Посмотри, это пирамидка. Попробуй разобрать ее” (инструкция сопровождается соответствующим жестом).Если ребенок не приступает к работе, экспериментатор сам разбирает пирамидку и просит ребенка собрать ее.
Нормативы:
снимают кольца с пирамидки – в 1 год;
собирают пирамидку без учета диаметра колец – в 1,5—2,5 года;
собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания – в 3—3,5 года; работа зрительным соотношением.
Анализ результатов:
1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;
2) простое манипулирование (специфическая манипуляция);
3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает), не учитывая свойств предмета):
4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);
5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);
6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы.
Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.