Психологическая работа с детьми, пострадавшими от насилия

В детстве ребенок и как человек, и как личность наименее защищен от социального, психологического и физического насилия. Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия.

Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие, включающее многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов ребенка и др.

Одним из вопросов, связанным с оценкой социально-медицинских последствий жестокого обращения с детьми, является определение понятий, используемых в исследованиях по проблеме насилия. Наиболее постоянно употребляются следующие термины:

– пренебрежение, плохое обращение;

– жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;

– сексуальное злоупотребление.

Пренебрежение – отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении витальных (жизненно необходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий.

Физическое насилие – преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий, например, нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.

Сексуальное злоупотребление – использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция малолетних. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласия или которые нарушают табу социальных (семейных) ролей.

Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития мальчиков и девочек. Проявления последствий насилия хотя и нарушают здоровье детей и подростков, не имеют четко выраженных симптомов и признаков, по которым можно определить первопричину отклонений. Степень тяжести последствий зависит от тяжести самого насилия.

Часто дети и подростки, испытавшие насилие, чувствуют бессилие, боль, смущение, стыд, ощущают себя соучастниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмоциональной сферы, выражающиеся в повышенной тревожности, необоснованной смене настроения, депрессиях, которые могут спровоцировать суицидальные попытки. Часто наблюдается нарушение сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Вследствие недоверия к миру появляются замкнутость, чувство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, попытки суицида. Аддиктивное поведение – нарушение адаптации в подростковом возрасте, характеризующееся злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами.

Считается, что наиболее распространенными видами психогенного реагирования на различные формы насилия в детском и подростковом возрасте наряду с задержками психического развития, регрессивными симптомами являются невротические реакции, психогенные депрессии и личностные расстройства. В формировании психогенных психических расстройств у детей ведущее значение придается “синдрому избиваемого ребенка”. Показано, что при “семейной жестокости”, которая включает наряду с эмоциональным отвержением детей причинение им побоев, избиений, сексуального насилия, постоянно отмечаются психические расстройства в виде тревожных состояний и депрессий различной глубины в сочетании с низким уровнем социального функционирования, различными формами агрессивного и деструктивного поведения, антисоциальными личностными деформациями.

Психодинамический анализ внутрисемейных ситуаций наличия психических отклонений у родителей, проявляющих жестокость в обращении с детьми, показывает, что в 60 % случаев родители “забитых детей” имели тяжелую депривацию, в детстве страдали депрессивными и тревожным расстройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях наблюдался “авторитарный” тип внутрисемейных отношений, при котором конфликты между супругами сопровождались враждебно-агрессивным отношением к детям. Следовательно, большое число семей с хроническими конфликтными отношениями, а также асоциальных, дезорганизованных семей являются в настоящее время областью повышенного риска эмоционального отвержения детей, необеспечения необходимостью условий для осуществления витальных, жизненно необходимых потребностей детей в защите и уходе.

Другая область отношений, в которой реализуется социализация детей, – сфера образования и государственные учреждения интернатного типа.

Школьная среда в общеобразовательной школе, переживающей нарастающую дифферен-циацию программ, внедрение “элитарных” форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.

Рост “социального сиротства” сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа “успеха через насилие”. Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия.

Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.

Участники насилия. Насилие может быть частью любых отношений. Оно может произойти между совсем незнакомыми людьми, только что познакомившимися на вечеринке, между долго живущими вместе людьми и друзьями. В случаях совершения насилия над детьми чаще всего виновником является человек, которого ребенок хорошо знал и доверял ему. По оценкам специалистов, от 25 до 75 % виновниками насилия являются родственники. Часто они используют в своем влиянии на ребенка подкуп, шантаж, угрозу, физическую расправу. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обращается за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства.

Жертва насилия это любой, кто вовлекается в отношения насилия путем обмана или давления. Статистика свидетельствует о том, что наибольшее количество насилия направлено на детей и молодежь. Объясняется это физиологическими и социально-психологическими особенностями подростков: меньшей физической силой и психологической уязвимостью, социальной и материальной зависимостью от взрослого.

Оказание помощи жертвам насилия направлено на снижение или максимально полное устранение возможных последствий перенесенного насилия и принятие мер по прекращению насильственных действий. Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-психотерапевтического характера.

Обязательным аспектом помощи детям и подросткам является разъяснение их основных прав:

– права на неприкосновенность;

– права на защиту своей чести;

– права доверять своим чувствам;

– права говорить “нет” взрослым;

– права рассказать о событии близкому человеку, если событие смущает или вызывает неприятие;

– права на получение помощи.

Для оказания эффективной помощи необходима полная и всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окружении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов. Ее достоверность зависит от степени доверия пострадавших или их близких к специалисту. Информация должна содержать сведения о самой жертве, родителях и близких родственниках, о семейной ситуации (состав, статус, внутрисемейные отношения, внешние связи семьи, микроклимат), о доверенных лицах, о насильнике.

Цель психологической помощи жертвам насилия в уменьшении отрицательного влияния пережитой ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реадаптации в обществе.

Исходя из этих целей психолог решает следующие практические задачи:

– оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);

– изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;

– мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;

– осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;

– выявляет основные направления дальнейшего развития личности;

– привлекает других членов семьи, родственников, сверстников, доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшего ребенка.

Показаниями к психологическому консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка или подростка, направление ребенка родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций, приглашение пострадавшего самим психологом. Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит.

Как и в других случаях, основным методом психологического консультирования является интервью.

Во время интервью психолог может использовать другие известные методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие ребенку, пострадавшему от насилия, безусловное принятие его личности, безоценочное отношение. Часто эти результаты достигаются через различные варианты слушания клиента:

1. Пассивное слушание (тишина). Это мощное невербальное средство, позволяющее ребенку почувствовать внимание к его личности и проблемам.

2 Реакция подтверждения, признания услышанного. Осуществляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмурирование и др).

3. “Открывание дверей”. Это специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания.

4. Активное слушание, в ходе которого с помощью перефразирования услышанного психолог уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента.

5. “ Отражение чувств” – метод передачи сопереживания и понимания, предложенный американским психотерапевтом К. Роджерсом. При его использовании психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, он помогает их осознать и вербализовать и тем самым содействует эмоциональному отреагированию.

6. Обучение сублимации, т.е. выражению чувств в социально-приемлемой, безопасной и потенциально-творческой форме.

7. Интерпретация. Это основа психологических методов воздействия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Человек открывает для себя альтернативное видение реальности, отличающееся от картины, которую он сам представил о случившемся. Изменение этой картины способствует изменению поведения и настроения консультируемого.

8. Директива, при использовании которой психолог ясно показывает консультируемому, какое действие считает для него желательным, и предполагает, что клиент выполнит его указания.

9. Самораскрытие. Психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить нынешние чувства собеседника. Высказывания психолога построены на “Я-предложениях”.

10. Обратная связь. Психолог дает возможность человеку понять, как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкретные данные для самовосприятия.

Метод имеет особое значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия.

11. Логическая последовательность. Психологом объясняются последствия его мышления и поведения: “Если то..., то...”. Метод дает возможность для рефлексий своих действий и переживаний, способствует развитию возможностей рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений.

12. Пересказ. Повторение сущности ситуации клиента и его мыслей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами.

13. Резюме, используемое в конце консультативной беседы для суммирования суждений психолога и выводов клиента. Метод способствует прояснению результатов беседы и помогает перенести результаты интервью в реальную жизнь.

Целесообразно использовать в работе с подростками, пострадавшими от насилия, “телефон доверия” как одну из наиболее адекватных для подростковой психологии форм психологической помощи. Эта форма помощи обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. “Телефон доверия” предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих молодежную субкультуру и специально подготовленных к работе на “телефоне доверия”. Роль консультанта “телефона доверия” состоит в помощи подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников и установлении здоровых сохранных сторон личности обратившегося за помощью с целью повышения уровня его самооценки, выявления круга друзей и близких, которые могли бы его поддержать, выработки плана действий в критической ситуации.

Для того чтобы определить спектр психотерапевтической помощи жертвам насилия, необходимо учитывать как внешние признаки насилия, так и особенности детей и подростков, подвергнувшихся насилию. Обычно учитываются следующие внешние признаки насилия: безнадзорность, эмоциональное, физическое и сексуальное насилие. Безнадзорность проявляется в неухоженности, неопрятности, внешней запущенности ребенка, его дистрофичности, постоянных простудных заболеваниях, несвоевременном лечении или отсутствие такового, затяжных инфекционных заболеваниях, частых травмах. Эмоциональное насилие выясняется из жалоб ребенка, расспросов его соседей, друзей, из которых формируется представление о нем как объекте насмешек, обид, угроз, унижения, раздражения родителей, превращающих ребенка в своеобразного “козла отпущения”, лишенного эмоционального тепла и ласки в семье. Физическое насилие проявляется в виде повреждений на теле, ссадин, синяков, порезов, ожогов, переломов и несвоевременности или отсутствии при этом медицинской помощи. Сексуальное насилие отражается в рассказах ребенка, играх идентичного типа с другими детьми и куклами, избегании медосмотра, страха посещения туалета, неадекватных реакциях на потенциальных насильников, необычном количестве сексуальных знаний, проявляющихся в рисунках или поведении. В ходе психотерапии учитывается тот факт, что в большинстве случаев имеет место сочетание различных видов насилия и готовность к поведению жертвы. При этом обращается внимание на следующие обстоятельства.

1. Особенности личности и психического состояния ребенка или подростка до факта насилия.

2. Вид перенесенного насилия и способность ребенка осознавать его сущность.

3. Глубину и тяжесть переживания факта насилия: от безразличия до тяжелых депрессий и суицидальных попыток.

Для профилактики жестокости и насилия в обществе нужны социальные комплексные программы, которые бы включали различные направления работы:

– образовательные программы для детей и подростков;

– образовательные программы для педагогов, родителей и других взрослых, работающих с детьми и молодежью;

– создание специальных программ в масс-медиа, демонстрирующих здоровые человеческие отношения, лишенные давления, принуждения и манипуляций;

– борьба с засилием программ, публикаций, транслирующих жестокость и насилие;

– создание “телефонов доверия”, специальных кризисных центров, убежищ и приютов для жертв насилия;

– ориентация волонтерского движения в помощь социально дезадаптированным детям и подросткам по их реадаптации в обществе и др.

Основными принципами создания таких программ должны быть принципы доступности, ответственности, достоверной информации, активности.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни (сокращенный вариант методики Э. Фрухт)

Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение); фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке; при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон.

Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5—10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции: через 5—10 с успокаивается; движения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10—15 с.

Месяц

1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции: прислушивается во время и после звучания погремушки (10—15 с), движения заторможены.

3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого; неярко улыбается в ответ за 3—4 обращения к нему.

4. Движения общие: лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (в течение 5 с); сразу поднимает голову после поглаживания спины, удерживает ее в течение 5 с и опускает.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним; после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

Месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; смотрит на игрушку в течение 20—25 с, не двигается;

б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит непрерывно (10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см), поворачивая голову вправо и влево.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) ищущие повороты головы при длительном звуке: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево; возможен преимущественный поворот головы в одну сторону;

б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого: сосредоточенно слушает в течение 5—10 с и поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет глазами, пытается “увидеть”.

3. Эмоции и социальное поведение:

а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему;

б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке: случайно увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредоточивает на нем взгляд в течение 15—30 с. Движения заторможены.

4. Движения общие: лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову; поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: повторно произносит отдельные звуки.

Месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке); после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.

2. Эмоции и социальное поведение:

а) проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор): смотрит на лицо взрослого. После одного-двух обращений широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в течение 5—10 с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одного компонента;

б) ищет глазами ребенка, издающего звуки: услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, сосредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплексом оживления.

3. Движения руки: случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью; оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) 2—3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук.

4. Движения общие:

а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение 1 мин): сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в течение 1 мин;

б) удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого): удерживает голову прямо в течение 30 с;

в) при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе: при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.

Месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого человека (радуется); на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Не доволен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами: слушает в течение 2—3 с и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушки или бумагу, смотрит на нее в течение 10 с;

б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии: спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения заторможены. Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появляется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется в течение 5—10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.

3. Эмоции и социальное поведение:

а) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин. и более;

б) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему: активно ищет и находит взглядом соседа, рассматривает его лицо, оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Второй ребенок в ответ улыбается.

4. Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки; смотрит на игрушку, потягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (3 мин и более).

5. Движения общие: то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.

6. Подготовительные этапы развития активной речи: гулит; гулит сам или через 1—3 мин. после общения с ним взрослого.

7. Навыки и умения в процессах: во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку; при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления – руки на бутылочке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: